Премьера в театре имени Маяковского по роману Наринэ Абгарян "Симон" режиссера Дениса Хусниярова
28 апреля 2024
VII фестиваль ЛЕТО. МУЗЫКА. МУЗЕЙ
28 апреля 2024
"Корсар" вернулся на сцену Новосибирского оперного
28 апреля 2024
"Русский вернисаж. Из частных коллекций"
27 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

"Красивая непривычной красотой". Татьяна Догилева о Евгении Козыревой

Автор: Ревизор.ru
Фото : Евгения Козырева
Фото : Евгения Козырева

20 октября родилась Евгения Николаевна Козырева (1920–1992) — советская актриса театра и кино. Народная артистка РСФСР (1966). Артистка была также выдающимся театральным педагогом, через её курс прошли многие сегодняшние звезды сцены и экрана. "Ревизор.ru" начинает публикации воспоминаний учеников великой актрисы и педагога. Одной из первых сокровенным поделилась Народная артистка России Татьяна Догилева.

Евгения Николаевна Козырева была моим самым первым педагогом по актерскому мастерству. Поступили мы на курс Остальского в 1974 году, нас разбили на группы по 8-10 человек и отправили учиться. А я как раз в группу к Козыревой попала. Больше всего мне запомнился ее  красивый профиль, всегда прямая спина и красивые сережки в виде цветков. Почему именно сережки? Наверное, я сидела сзади и сбоку от Евгении Николаевны, когда мои одногруппники делали этюды. А этюды мы стали делать практически сразу, без всяких там упражнений на внимание, расслабление и т.п. Козырева так и сказала: "Идите, делайте этюды!".

Без всяких объяснений. Спасибо, что мы откуда-то уже знали, что надо выходить и показывать какие-то сценки. Ну, вроде, я его люблю, он меня – нет, я ухожу – меня не пускают. И все без заученных текстов, своими словами, какие-то импровизации. Когда у Евгении Николаевны было хорошее настроение, она  от души смеялась над неумехами, прямо заливалась. Когда же наша преподавательница была чем-то раздражена или расстроена, а такое случалось часто, она начинала ругать нас и обвинять в бездарности. Не знаю, как другие, но я боялась ее ужасно, потому что совсем не понимала, что от меня хотят. Но красивая она была невозможно! Непривычной красотой, была в ней загадка, значительность и какая-то трагедия… 

Потихоньку мы стали узнавать некоторые детали жизни нашей учительницы, кроме того, что она Заслуженная артистка РСФСР и играла все главные роли в Театре Революции у режиссера Охлопкова. Потом театр стал называться Театром имени Маяковского, и главным там стал Андрей Гончаров, у него курс на год старше, а Козырева театр покинула. Образована я  была тогда плохо, фамилии эти звучали для меня примерно как  имена греческих богов: слышала, что есть Зевс, Афина, Артемида и еще какие-то, что было это давно, и что все они великие, вне зависимости от того, существовали они на самом деле, или нет. И вот наша Евгения Николаевна явно оттуда, с Олимпа. И вела она себя точно как  греческая богиня – непредсказуемо. То гневается, то одаривает веселым смехом. И жизнь твоя, в общем-то, от нее зависит. Потому весь первый курс я боялась, что меня отчислят.

Еще она любила рассказывать про свою жизнь в театре и тогда светлела лицом, глаза становились еще больше и мерцали волшебством. Чудо, как хороша становилась! Например, я почему-то запомнила ее рассказ о том, как ей дала совет какая-то  выдающаяся актриса (простите, забыла, кто именно). Совет, как себя вести перед премьерой. У молодой Евгении Козыревой намечалась премьера, где она исполняла главную роль, и вот старшая актриса, которая царила на этой сцене, видимо, еще в дореволюционные времена, учила ее: "Милочка, в день премьеры лучше ничего не есть. Только в обед можно разрешить себе стейк с кровью и бокал  шИмпанского!". Это раньше следовало так говорить: не шампанское, а шИмпанское, не танцевать, а танцАвать. И Евгения Николаевна звонко смеялась и спрашивала нас: "Представляете?". Нет. Мы не представляли. Она объясняла, почему ее так насмешил тот совет: "Я тогда бедная была и  жила впроголодь". И опять: ха-ха-ха!.. И закидывала свою красивую голову назад. А мы заворожено смотрели… Или, например, вот еще: "Меня тогда называли кормилицей. В том смысле, что я театр кормила. Ха-ха!  Во всех основных спектаклях играла главные роли". Какие роли она играла, не рассказывала, подразумевалась, что это все знают. Она ведь действительно была абсолютно легендарная трагическая актриса В. Охлопкова: … " Гроза", "Аристократы", " Медея"... Потом театр исчез из её жизни…  А мы получили педагога Е.Н. Козыреву.

Конечно, ей не были интересны всякие упражнения на память физических действий, да и этюды ее раздражали… Когда уж совсем не ладилось на занятиях она  нервно закуривала (тогда все и везде курили) и спрашивала грозным  голосом: "Может быть, вам педагоги не нравятся?" Господи помилуй! Мы, жалкие, молчали… Потому что как-то нелепо было царице отвечать, что, мол, нравитесь вы нам, матушка, нравитесь! Потом староста группы, моя дорогая подруга Валя, отрывала взгляд от пола, делала страшные глаза и возмущенно бормотала: "Да что вы такое говорите, Евгения Николаевна!" "То-то! - прекращала спор царица. - Завтра все принесете по три новых этюда!" И мы несли… А у нее уже было хорошее настроение, она добрая... и вот мы играем там что-то свое, конечно,  дикообразное, а она хохочет прямо до слез… Хотя вроде бы история душещипательная предполагалась. "Ты меня любишь?" – "Нет, я люблю другую!" – "Ой-ой-ой...".

Ну, а апофеозом нашего обучения на первом семестре стал групповой этюд "В застенках Чили". О нем писать не буду. Скажу одно – хотелось возвышенности. Но педагоги не стали его даже обсуждать, пожалели нас… Помните, у Пушкина слова Татьяны Онегину: "Имели б вы тогда хоть жалость, хоть уважение к летам!"

Потом наша группа перешла под руководство другого педагога, потом следующего и так далее. Но, конечно, с Евгенией Николаевной мы виделись практически ежедневно. И вот теперь я скажу как на духу. Большая удача – провести четыре года обучения  рядом с большой актрисой! Может быть, ее методика обучения и казалась странной, но сама ее личность оказывала, например, на меня большое влияние. Ее поведение, ее взгляды на жизнь, ее прямо-таки жертвенная любовь к театру. Сцена для нее была священным местом, и просто так туда выходить было невозможно, только для чего-то очень важного, это я запомнила на всю жизнь. Да и вся Козырева была каким-то олицетворением Театра – загадочного, высокого, иногда жестокого и трагического. Прекрасная наша Евгения Николаевна – светлая благодарная память!

P.S. Однажды у меня была премьера, и я играла главную роль. И как раз меня пригласили в ресторан. Я хотела было отказать поклоннику, но вспомнила про совет, который дала старая актриса Евгении Козыревой – про стейк с кровью и бокал шИмпанского. Так боялась премьеры, что решила прибегнуть к тому совету, вдруг старые актрисы  знали какие-то тайны, как не провалиться?  И пошла… Ну, что сказать? Больше я этот опыт не повторяла НИКОГДА! Видимо, время было уже не то... Но до сих пор помню...

 

Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "ТЕАТР"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Премьера в театре имени Маяковского по роману Наринэ Абгарян "Симон" режиссера Дениса Хусниярова
VII фестиваль ЛЕТО. МУЗЫКА. МУЗЕЙ
"Корсар" вернулся на сцену Новосибирского оперного

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости театров ВСЕ НОВОСТИ ТЕАТРОВ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть