"Песнь летящей стрелы"
29 апреля 2024
Премьера в театре имени Маяковского по роману Наринэ Абгарян "Симон" режиссера Дениса Хусниярова
28 апреля 2024
VII фестиваль ЛЕТО. МУЗЫКА. МУЗЕЙ
28 апреля 2024
"Корсар" вернулся на сцену Новосибирского оперного
28 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

10 августа 2022 13:18

Балаган с громоотводом, или "Гроза" Константина Райкина

Фото: satirikon.ru
Фото: satirikon.ru

На сцене театрально-концертного зала “Дворец на Яузе“ появился новый спектакль. На этот раз здесь поставил “Грозу” Константин Райкин, чей театр “Сатирикон“ пережидает ремонт на разных площадках. В аннотации к спектаклю можно прочитать, что режиссер хотел поговорить “о потребности в свободе и убийственности несвободы для живой жизни”.

Именно на эту мысль и работает сценография художника Дмитрия Разумова. На сцене воспроизводится балетный класс со станками, зеркалом на заднике от пола до потолка и отражающими поверхностями по бокам. Несложно догадаться, что станки обозначают школу, канон, норму: “Без канона не обойтись, но, когда только он, только традиция, только правило – это становится клеткой, тюрьмой, загоном”, – декорация “дословно” следует режиссерской мысли (все из той же аннотации). На авансцене в ряд стоят деревянные лавки, которые являются преградой между зрителями и несвободным городом Калиновым. Или же служат своеобразным берегом, потому что вся эта отражающая и даже “мокрая” сценография (особенно во второй части спектакля, когда идет дождь) очень сильно напоминает то ли водную гладь Волги, то ли ее дно. А свисающие с колосников гирлянды периодически сверкают подобно молниям во время грозы.
 
Константин Райкин определяет свою “Грозу” как “трагический балаган”. Следуя такому определению, режиссер наполняет спектакль самой разной музыкой – русской народной, церковной, западной современной на французском и английском языках (музыкальный руководитель – Татьяна Пыхонина). В новой “Грозе” много танцев – тоже разных (хореограф – Ренат Мамин). Актеры, преимущественно в черной и серой танцевальной форме (художник по костюмам – Мария Данилова), танцуют и поют песни, в основном о несчастливой любви, держась за балетные станки, что можно трактовать на манер: крутись как хочешь, “только бы шито да крыто было”. 
 
Несмотря на стремление режиссера к балагану, пьеса Островского вошла в спектакль практически полностью, как она написана автором. Только пару раз режиссер позволил себе внедриться в текст. Например, в одном месте добавил монолог пьяного Тихона (Даниил Пугаев), который на свободе отправляется в караоке и свою песню посвящает маме, сестре и жене – “лучику света в темном царстве”. Похулиганили, если снова воспользоваться словами Райкина из его режиссерской аннотации. 

Фото: satirikon.ru
 
В премьерной “Грозе” заняты почти 30 человек, почти все – ученики Райкина. Главную роль исполнила Мария Золотухина, для которой роль Катерины стала дебютом в театре. Катерина у Золотухиной получилась резкой и взвинченной. Она очень много двигается, говорит быстро и чуть ли не дергается в конвульсиях. Подобная манера игры очень соответствует внешности актрисы: она высокая, худая, угловатая и даже какая-то острая. Катерине явно тесно на сцене. Не просто так актриса часто находится перед зрителями на ряду из лавок, где извивается в каком-то эротическом томлении, словно этим подчеркивается, что она ходит по краю, находится на грани: и падения, и нервного срыва. Катерина в спектакле – это молоденькая девчонка, которой хочется жить и веселиться на свободе, а не выть, потому что так говорит делать Кабаниха.
 
Кабаниха же (Марина Дровосекова) – это не просто хозяйка своей семьи, в спектакле ее явно можно принять за хозяйку всего города. Взять хотя бы ее костюм: она носит самую пышную юбку. И если форма других героев скорее репетиционная, то в юбке Кабанихи только выступать. Что она в целом и делает. Такая вот прима-балерина в этом балагане.
 
Вообще, женские персонажи в спектакле гораздо интереснее мужских. Например, раздвоенный образ Феклуши. Дуэт Евгении Абрамовой и Полины Райкиной напоминает омерзительную паучиху, которая медленно захватывает всех в свои сети. Комична Глаша Ульяны Лисицыной в пуантах и стоящей балетной пачке, с одной стороны, и в заправленном за уши платком и замашками деревенской бабы – с другой.
 
А вот образ сумасшедшей барыни оказался совсем не женским. Барыню в спектакле играет Сергей Зарубин в строгом сюртуке и с тростью и явно олицетворяет представителя власти. Зачем? Демонстрирует проявление несвободы и мещанского порядка в лоб для тех, кто не читал аннотацию перед спектаклем и не смог самостоятельно понять, о чем спектакль.

Фото: satirikon.ru

Женщины в несвободном городе Калинове явно главные, именно они диктуют, как жить. Не зря они постоянно поют на лавочке русские народные песни, словно представляя город, не зря все слушают Феклушу, а не Кулигина (Яков Ломкин). Не просто так Дикой становится шелковым рядом с Кабанихой на манер ее шелковой пижамы, в которой она его встречает.
 
Дикой (Роман Матюнин) вообще здесь не кажется каким-то диким и опасным самодуром. Такой обычный, не вполне адекватный быдловатый мужик. Такой же быдловатый, как и остальные мужчины в этом городе, за исключением Тихона, Кулигина и Бориса – трех самых слабых и в целом невзрачных персонажей. Обычные забитые мужики, которые одеты даже во все серое. Борис здесь с пучком на голове и в длинном свитере, не танцор и не певец. Ярослав Медведев хорошо передает обреченность, страх и слабость Бориса. И явное облегчение, когда он прощается с Катериной и вырывается от нее на свободу – даже свитер готов ей оставить. И потом все-таки и Катерина в этом свитере тоже вырывается за пределы лавок навстречу зрителям.
 
В спектакле Константина Райкина есть целостность: сценография подчеркивает мысль режиссера о необходимости в свободе (жить и развлекаться, как хочешь), текст логично обыгрывается, музыка и танцы работают на общую идею. Но вместе с тем часто кажется, что этих плясок и песен гораздо больше, чем живых чувств. Верить и сопереживать получается только Катерине, остальные же герои кажутся поверхностными и какими-то ненастоящими, репетиционными, как и их танцевальная форма. С одной стороны, балаган есть балаган, и требовать от него особой глубины не приходится. С другой, “Гроза” есть “Гроза”. А в спектакле Константина Райкина словно установили громоотвод: на сцене все сверкало и громыхало, но ранить так и не смогло. А театр все-таки иногда способен по-настоящему жахнуть похлеще всякой грозы.
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "ТЕАТР"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

"Песнь летящей стрелы"
Премьера в театре имени Маяковского по роману Наринэ Абгарян "Симон" режиссера Дениса Хусниярова
VII фестиваль ЛЕТО. МУЗЫКА. МУЗЕЙ

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости театров ВСЕ НОВОСТИ ТЕАТРОВ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть