Замок на озере, Дом с котами и марципан взамен бессмертия
20 мая 2019
Программа 25 Международного театрального фестиваля КУКART
20 мая 2019
Тюменцы сняли клип об участниках форума уральской молодежи
20 мая 2019
Бэкон, Пушкинский Давид — Итальянский двор с "Барокко-бит"
20 мая 2019

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

4 декабря 2017 13:10

Благословение идущему

На Симоновской сцене Вахтанговского театра появился “Очарованный странник”

Фото: Валерий Мясников
Фото: Валерий Мясников

Плывет по большой воде утлое суденышко. Расположились на нем, кто как мог, люди разные – и из “благородных”, и те, что попроще. Дальняя дорога к долгим разговорам располагает. Вот и исповедуется один из пассажиров своим случайным попутчикам: всю свою жизнь рассказывает, ни дурного, ни хорошего не скрывая – как коней укрощал и как дитё новорожденное выхаживал, как пил-гулял и как богу молился, кому жизнь спасал, а кого и походя на небеса отправлял. Так и живет он, нанизывая одно приключение вслед за другим, как бусины на нитку. Режиссер Наталья Ковалева очень бережно перенесла на сцену одну из самых сложных для воплощения лесковских хроник – “Очарованного странника”.

Мнения современников об этом произведении были диаметрально противоположны. Одни упрекали автора за разорванность повествования, за увлеченность мелкими бытовыми деталями и непрописанность образов. Другие, напротив, видели в “Очарованном страннике” сходство со старинными русскими былинами, восхищались глубиной проникновения в жизнь. Вот эта житейская механика – кто я, что могу и что мне не по силам – и является движущей силой спектакля.  
 
– Каждый человек рано или поздно задается вопросом, для чего он на земле живет, – раскрывает режиссер свой замысел, – и начинает пересматривать свою жизнь, в поисках ответа на самый главный вопрос бытия. Нам хотелось, чтобы путешествие по жизни Ивана Флягина стало для зрителя странствием и по собственной судьбе.

Флягин - Игорь Карташев. Фото: Валерий Мясников
 
Переводя литературный текст в драматургический – режиссер выступила и как автор инсценировки – Наталья Ковалева более всего дорожила вкусным, плотным и совершенно живым при всей своей “старинности” лесковским языком. По ее глубокому убеждению, одно из высших призваний театра сегодня – сохранять и открывать следующим поколениям красоту исконной русской речи. И можно только удивляться, как созвучна ее плавному потоку музыка, написанная Фаустасом Латенасом.
 
Этот спектакль очень важен и нужен, – уверен композитор. – Нужен именно сегодня, когда в мире все так тревожно и неопределенно, потому что он говорит о родине. И говорит так, что это трогает каждого человека, независимо от того, где он родился. Вам он говорит о России, мне – о Литве и поднимает из глубины души очень дорогое и очень хрупкое чувство...

Флягин - Игорь Карташев. Фото: Валерий Мясников
 
Спектакль играют в меньшем из двух залов Симоновской сцены – так называемом Амфитеатре, где всего 106 мест. Площадка очень затейливая и по конфигурации, и по акустике, кирпичную ее изнаночность обживать непросто, но для бесприютного странника такое пространство в самый раз. Главному художнику театра Максиму Обрезкову (он же автор костюмов, на удивление соразмерных лесковским персонажам) и художнику по свету Александру Матвееву удалось обернуть высокой поэзией саму повседневность и беспростветность русской жизни. И зрителей сделать не наблюдателями, а соучастниками разворачивающейся перед ними чужой жизни.
 
Впрочем, жизнь Ивана Северьяновича Флягина нам действительно не чужая. Игорь Карташев умещает в характер своего героя и широту души, и силу, и ранимость так, что все его страдания-метания становятся не просто понятны, но – близки и трогательны. Точность актерского попадание в образ: флягу ведь чем угодно можно наполнить – и водой родниковой, и хмельным вином, и ядом.

Груша - Ольга Боровская, Князь - Владимир Логвинов. Фото: Валерий Мясников
 
Многозначен и Князь Владимира Логвинова. Это на поверхности у него все просто: “Да оставь ты в покое мою совесть! Не до нее сейчас!”, в глубине все гораздо сложнее. Сложный дуэт-противоборство играют Ольга Боровская (Груша) и Полина Кузьминская (Евгенья Семеновна), с предельной искренностью воплощающие два извечных женских архетипа: страсть, ломающую жизни, и мудрость, дающую силы жить. Искусство мгновенных перевоплощений всегда было фирменным стилем вахтанговцев. Довольно многолюдный спектакль (в повести Лескова масса второ- и третьестепенных персонажей) живет и дышит благодаря всего нескольким артистам, работающим с филигранной точностью. 

Монах - Олег Лопухов. Фото: Валерий Мясников
 
А своеобразным камертоном спектакля становится Монах Олега Лопухова. Ему, пожалуй, самый трудный жребий выпал – донести, не расплескав, главную лесковскую заповедь – кто чем одарен, тот то и делать должен. Вот уже лет тридцать нам из каждого утюга внушают, что главная ценность этого мира – свобода и человек только тогда человек, когда действует по принципу – что хочу, то и ворочу. Что из этого получается – видно невооруженным глазом из каждого окна и в каждом телеприемнике. Лесков же возвращает нас к старому как мир правилу, которым испокон веков предки наши руководствовались – не так живи, как хочется, а так живи, как долг велит.


Улан - Юрий Поляк, Дама - Полина Кузьминская. Фото: Валерий Мясников    
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ О ТЕАТРЕ

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Замок на озере, Дом с котами и марципан взамен бессмертия
Программа 25 Международного театрального фестиваля КУКART
Тюменцы сняли клип об участниках форума уральской молодежи

В Москве

Бэкон, Пушкинский Давид — Итальянский двор с "Барокко-бит"
"Театральное ПТУ v.6.0" стартует в июне
Там, где растёт новое поколение театральных блогеров
Новости театра
В Московском академическом театре им. Вл. Маяковского 21 и 22 мая пройдут премьерные показы спектакля "Московский хор"
Сегодня 0:00
Театр на Малой Бронной представит одну из известных сказок Оскара Уайльда - "Кентервильское Привидение"
18 мая 0:00
В чеховском фестивале примет участие театр из Челябинска
18 мая 0:00
ХХ международный театральный фестиваль "Мелиховская весна-2019" открывается 18 мая
17 мая 18:00
Лариса Луппиан, супруга Михаила Боярского, назначена художественным руководителем театра имени Ленсовета
17 мая 12:19
18 мая МОГТЮЗ представляет премьеру - спектакль "Маленький Принц"
17 мая 11:15
Прощание со спектаклем. 11 и 12 июня в Театре Наций пройдут последние представления музыкального перформанса "Я говорю, что люблю тебя"
16 мая 15:07
Театр из Великого Новгорода привезёт спектакли в Челябинск
16 мая 14:43
В Брянской области проходит международный славянский фестиваль "Театр+"
16 мая 13:46
ВСЕ НОВОСТИ ТЕАТРА
Вы добавили спецпроект в Избранное! Просмотреть все избранные спецпроекты можно в Личном кабинете. Закрыть