Премьера авторской версии Юрия Башмета оперы "Иоланта" станет изюминкой "Ночи Чайковского в Усадьбе Демьяново"
1 июля 2025
«Солдога»: православный семейный лагерь на берегу Волги как путь к духовному и патриотическому воспитанию детей
1 июля 2025
Не только Брейгель
1 июля 2025
"ЦветаеваШпаликовХармс" – музыкальный спектакль-концерт. Театр "Практика".
1 июля 2025

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

Брак поневоле

В Театре Моссовета премьера — спектакль "Женитьба" по пьесе Н.В. Гоголя.

Фото Елены Лапиной. Все фото предоставлены пресс-службой театра.
Фото Елены Лапиной. Все фото предоставлены пресс-службой театра.

Сам писатель дал к ней подзаголовок "Совершенно невероятное событие". И Евгений Марчелли предлагает новое прочтение этого "невероятного события". На сцене соединены, казалось бы, далекие друг от друга миры — купеческий и музыкальный. Если первый представляет нежная Агафья Тихоновна (пластичная Ника Здорик) и ее окружение тетушек-матушек, то второй – профессиональный хор в стилизованных русских национальных костюмах. Его пение как бы комментирует все происходящее на сцене — уморительный парад женихов и их забавное соревнование.

Каждый из них — отдельный номер. Сначала "герой дня", Подколесин (флегматичный Александр Яцко), лежа на шезлонге (!) на пустой сцене (не такова ли его жизнь?) лениво рассуждает о прелести брака. Друг его Кочкарев (энергичный Валерий Яременко) провоцирует товарища на эксперимент сватовства. А уж когда на сцене выстраивается вся "белая гвардия", то комедия перерастает просто в шоу! Они почти карикатуры, эти кандидаты в достойные мужья. Экзекутор Яичница (Сергей Виноградов) уморителен своим апломбом и нахальным практицизмом. Отставной пехотный офицер (Роман Кириллов) — просто ходячий анекдот. Моряк Жевакин (Андрей Рапопорт) играет бывалого морского волка, избородившего моря и океаны. Наконец, титулярный советник Пантелеев (Андрей Смирнов) — просто смехотворная тень жениха. Не удивительно, что Подколесин как дворянин выигрывает этот забег... Но, как вы знаете, в последний момент, нервы у него сдают: обуреваемый нехорошими предчувствиями, лже-жених выпрыгивает в окошко.  

Фото Кристины Вануни
          
Отдельный дивертисмент — выход элегантной Ольги Остроумовой в роли свахи Феклы Ивановны. Она играет не наглую мещанку, как обычно играют этот персонаж, но царственную особу, соединяющую по воле небес судьбы смертных. И хотя наглый Кочкарев задвигает ее как специалиста в дальний угол, но она ухитряется вести свою партию даже оттуда. 

Фото Елены Лапиной
       
Напомним, что вообще-то, когда в 1842 году состоялась премьера пьесы, публика пришла в негодование. Ее  просто обшикали, сочли оскорблением и литературным, и сценическим, хотя впоследствии пьеса и стала очень популярной на российской сцене. Ведь высшая точка здесь не свадьба, как принято, а наоборот – побег жениха. И жанр совершенно показался невнятным. Не комедия, не водевиль, а черт-те что и сбоку окошко... 

Фото Елены Лапиной
         
А ведь Николай Васильевич много личного вложил в это произведение, даром что не был женат ни разу. Тема смотрин была и для него болезненна.  Он показал, какое унижение это социальное явление — сватовство и брак по расчету. С обязательным приданым — домами, флигелями, сундуками, перинами. Писатель едко посмеялся над его участниками. Вот почему до сих пор в ходу прибаутки типа: "Если бы губы Никанора Ивановича да приставить к носу Ивана Кузьмича..."   

Фото Кристины Вануни
      
У Марчелли спектакль о том, чего нет. О любви, о взаимных чувствах здесь речи не идет. Это не свадьба, а женитьба. Чувствуете разницу? Не праздник, а сделка. А между тем, здесь всегда жертва — и это всегда невеста, жаждущая любви, но обреченная на медленное угасание рядом с дряблой и чужой плотью. Именно это подчеркивает режиссер  своей оригинальной  трактовкой пьесы. Он высвечивает всю грубость и цинизм брака по расчету в российском обществе, используя все сценические инструменты. Он не идет за автором, а пишет свой режиссерский текст. И получается в результате почти водевиль с элементами комедии положений и замечательным актерским ансамблем. 

Фото Елены Лапиной
       
-  Все здесь прекрасно:  от Ольги Остроумовой — потрясающей и совершенно неожиданной свахи — до молодых Насти Беловой и Ники Здорик, играющих Агафью Тихоновну, каждая по-своему, — говорит Марчелли. — Что же до компании женихов, то они у нас все как на подбор — трудному выбору героини, я полагаю, зритель сполна посочувствует. А еще в спектакле занят фантастический женский хор, исполняющий русские народные песни. На мой взгляд, этот музыкальный объем раскрывает хрестоматийную пьесу по-новому. 

Фото Кристины Вануни
     
Добавим еще невероятной красоты народные костюмы, в которых певицы восседают и поют на сцене, оттеняя пошлость происходящего. В финале в таком же белоснежном сарафане и кокошнике, как в свадебном наряде, появляется Агафья Тихоновна, готовая к венчанию и любви до гроба. Торжественный белый зал с огромной люстрой в финале сменяет концептуальный вакуум первого действия, воплощая заветные мечты героини о близком дворянском счастье... Костюмы и изысканную сценографию продумала Анастасия Бугаева.  

Фото Кристины Вануни
         
Соединение же народных и свадебно-обрядовых песен с пошлым реализмом убогих персонажей дает неожиданный эффект. Расширяет объем замысла. Брак в спектакле предстает без романтического флера, а именно "браком", горьким событием, а не праздником. Причем вневременным. Замените старые сундуки банковскими счетами — и получите историю вполне современную. И не только смешную, не только красивую,  но и умную, и остроумную, и актуальную, и немного печальную... 


Фото Елены Лапиной
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "ТЕАТР"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Премьера авторской версии Юрия Башмета оперы "Иоланта" станет изюминкой "Ночи Чайковского в Усадьбе Демьяново"
«Солдога»: православный семейный лагерь на берегу Волги как путь к духовному и патриотическому воспитанию детей
Не только Брейгель

В Москве

"Не бойся — проживи!". Концерт актрисы "Московского театра поэтов" Арины Чекановой.
Герой или подонок?
День воссоединения Крыма с Россией: как празднуют 11-ю годовщину
Новости театров
Всероссийский культурно-патриотический проект «Бал Победы» состоялся в Театре Российской Армии
Вчера 22:17
В Театре на Юго-Западе с большим успехом прошел концерт в поддержку ветеранов боевых действий.
Вчера 18:27
Детская программа фестиваля "Театральный бульвар" откроется спектаклем "Вафельное сердце"
Вчера 15:36
Евгений Князев удостоен ордена "За заслуги перед Отечеством" III степени
30 июня 18:36
В Москве труппа из Бразилии представит спектакль «Брас Кубас» по роману Машаду де Ассиса
30 июня 2:40
Театры из Москвы и Петербурга выступят на фестивале «Балтийские сезоны» в Калининграде
30 июня 2:12
«Мариинка» отметит 115-летие мировой премьеры балета «Шехеразада» Михаила Фокина
30 июня 1:02
Михаил Мишустин поздравил Волковский театр с 275-летием
29 июня 21:02
Четыре российских региона хотят принять следующую "Золотую Маску"
27 июня 17:28
ВСЕ НОВОСТИ ТЕАТРОВ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть