Премьера авторской версии Юрия Башмета оперы "Иоланта" станет изюминкой "Ночи Чайковского в Усадьбе Демьяново"
1 июля 2025
«Солдога»: православный семейный лагерь на берегу Волги как путь к духовному и патриотическому воспитанию детей
1 июля 2025
Не только Брейгель
1 июля 2025
"ЦветаеваШпаликовХармс" – музыкальный спектакль-концерт. Театр "Практика".
1 июля 2025

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

2 декабря 2024 13:51

Карты, деньги, небеса...

В Театре на Трубной премьера — спектакль "Свадьба Кречинского".

Фото Петра Захарова предоставлены пресс-службой театра
Фото Петра Захарова предоставлены пресс-службой театра

Это достаточно неожиданный выбор и для худрука Дмитрия Астрахана (он же режиссер спектакля), и для самого театра с его богатыми "эрмитажными" интерьерами. Ведь пьеса написана аж 170 лет назад! Ее автор — не слишком известный философ, переводчик, драматург Александр Васильевич Сухово-Кобылин. Причем комедия создана драматургом в тюрьме (!), где он сидел по обвинению в убийстве своей французской подруги, приехавшей за ним в Россию. Обвинение, кстати, позже было снято, и автора выпустили из заключения.

Но сюжет и персонажей он явно почерпнул из этой среды. Напомним интригу. Главный герой пьесы — некий Кречинский — картежник, ловелас и мот — ищет и находит себе богатую невесту. Это наивная Лидочка Муромская. Кречинскому удается обмануть ее, подменив дорогое украшение Лидочки подделкой. В последний момент все срывается, и Лидочка выручает жениха от тюрьмы, отдав ростовщику настоящее украшение.

Так по-своему пересказал драматург анекдот, который ходил в тогдашнем московском обществе о светском шулере. Тот получил у ростовщика большие деньги под залог фальшивого бриллианта. Этот случай и лег в основу пьесы Сухово-Кобылина.



Вообще писатель создал целую трилогию ("Свадьба Кречинского", "Дело" и "Смерть Тарелкина"). Но Дмитрий Астрахан остановился именно на первой части, отразив свой взгляд на аферу Кречинского — вора, авантюриста, игрока. Почему же его заинтересовала эта старая история?

- Кречинский — это абсолютное зло, — считает Астрахан. — Но в чем его сущность? Он — гениальный манипулятор, мастер в игре с человеческими чувствами, способный искусно ими управлять. Он может влюбить в себя девушку и разыграть сцену любви так, что она будет восприниматься как искренняя, настоящая. Он влюбленный, трогательный, искренний, простой и близкий людям, он словно самый человечный из всех. С ним легко и непринужденно, Он кажется своим, его чувства кажутся подлинными.

Таким лицемером и предстает перед нами антигерой, которого "вкусно" играет статный Андрей Карако. Что не очень просто. Напомню, что в этом театре нет кулис и занавеса — помост делит зал на две части, и артисты должны держать внимание с обеих сторон. Достойный оппонент Кречинскому — помещик Муромский (яркий Александр Мохов), отец Лидочки (пластичная Татьяна Горбунова). Сначала он не верит Кречинскому и в его чувства к дочери, затем все же попадает под его смертельное обаяние и становится еще одной жертвой интриги. Оказывается, его легко купить обычной лестью. Например, Муромского умиляет лицемерная речь "жениха" о порочной Москве и о том, что надо жить в деревне.



- Мне кажется, что Астрахан идет по очень глубокому психологическому пути, и здесь нет места для фальши, — говорит Александр Мохов. - Я давно не получал от работы такого удовольствия. Мой герой плачет, и я плачу вместе с ним, это своего рода катарсис.

И другие актерские работы тут вполне достойны. Так импозантно органична в роли тетушки Лиды Атуевой Елена Анисимова. Иван Мамонов весьма сочно достоверен в роли преданного слуги Федора. Причем у них интересные костюмы. Например, у Атуевой-Анисимовой совершенно восхитительно безвкусное платье и шляпка. У Лиды — нежнейшее облако розового шелка. Не менее выразительные наряды у главного героя — от фрака до домашнего халата. Что не удивительно — художник по костюмам здесь любимый у Астрахана прекрасный Андрей Климов.



И еще. В спектакле много музыки, причем живой. Звучат песни на слова Вадима Пугача, музыка композитора Сергея Долгушина, постоянного соавтора Астрахана. Ансамбль с чудесными голосами как бы создает раму для всей грустной истории о "хорошей девушке Лиде", поверившей лгуну.

Но насколько актуально все это старомодное "шапито" сегодня? Поищем смыслы. На поверхности: падение нравов никогда не приводит к добру. Но это первый общий слой. Второй: главная идея тут — показать безнравственность, царившую в крепостническом еще обществе (на радость советским критикам). Третий — нельзя верить игрокам и лицемерам, в частности, "альфа-самцам", занятым только развлечениями. Так поймет спектакль обычный зритель. Но это мы и раньше знали.

Не слишком ли дидактично? прямолинейно? Возможно. Но фигура Кречинского сегодня оборачивается новой стороной. По сути, Сухово-Кобылин, а вслед за ним Астрахан дают нам мастер-класс по искусству манипуляции. Точнее, ее разоблачению.
Оказывается, это явление процветало еще полтора века назад. И дело не в деградации общества, как поспешили бы заклеймить советские критики. А в личности, которая легко идет на сделки с совестью. Для которой карты, деньги и вино удовольствий — смысл жизни. И раскаяния никакого не будет, а лишь сожаление, что сделка сорвалась и бешеная русская пляска в финале.



На этот раз манипуляция не прошла. Талант обаяния, напор "харизмой" обманщику не помогли. А в другой? Ведь такие лицемеры, служащие своему эго, заразны для окружающих... Причем в любом веке.

Вопрос остается открытым: как вовремя зло разгадать?

P.S. Другой взгляд на эту же постановку читайте здесь
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "ТЕАТР"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Премьера авторской версии Юрия Башмета оперы "Иоланта" станет изюминкой "Ночи Чайковского в Усадьбе Демьяново"
«Солдога»: православный семейный лагерь на берегу Волги как путь к духовному и патриотическому воспитанию детей
Не только Брейгель

В Москве

"Не бойся — проживи!". Концерт актрисы "Московского театра поэтов" Арины Чекановой.
Герой или подонок?
День воссоединения Крыма с Россией: как празднуют 11-ю годовщину
Новости театров
Всероссийский культурно-патриотический проект «Бал Победы» состоялся в Театре Российской Армии
Вчера 22:17
В Театре на Юго-Западе с большим успехом прошел концерт в поддержку ветеранов боевых действий.
Вчера 18:27
Детская программа фестиваля "Театральный бульвар" откроется спектаклем "Вафельное сердце"
Вчера 15:36
Евгений Князев удостоен ордена "За заслуги перед Отечеством" III степени
30 июня 18:36
В Москве труппа из Бразилии представит спектакль «Брас Кубас» по роману Машаду де Ассиса
30 июня 2:40
Театры из Москвы и Петербурга выступят на фестивале «Балтийские сезоны» в Калининграде
30 июня 2:12
«Мариинка» отметит 115-летие мировой премьеры балета «Шехеразада» Михаила Фокина
30 июня 1:02
Михаил Мишустин поздравил Волковский театр с 275-летием
29 июня 21:02
Четыре российских региона хотят принять следующую "Золотую Маску"
27 июня 17:28
ВСЕ НОВОСТИ ТЕАТРОВ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть