XXIV Международный театральный фестиваль "Мелиховская весна" откроется "Вишневым садом" Мотои Миура
25 апреля 2024
"ДУБРОВСКИЙ" Александра Пушкина в театре "Сатирикон" (Дворец на Яузе). Режиссер Яков Ломкин.
25 апреля 2024
Мировая война. Из рукописи писательницы Анастасии Алексеевны Вербицкой.
24 апреля 2024
Испанские страсти. Спектакль "Севильский цирюльник".
24 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

Многие роли Александра Збруева

Народный артист РСФСР отмечает 85-летие.

Александр Збруев. Фото: portal-kultura.ru
Александр Збруев. Фото: portal-kultura.ru

Александр Викторович Збруев — советский и российский актёр театра и кино, один из бессменных ведущих артистов Московского государственного театра "Ленком Марка Захарова", в труппе которого состоит с 1961 года. Збруев носит почетное звание Народный артист РСФСР (получил его в 1989 году).

Александр Збруев родился в столице СССР 31 марта 1938 года. Своего родного отца он никогда не видел. Виктор Алексеевич Збруев, большевик с 1919 года, заместитель наркома связи СССР, был арестован 5 ноября 1937 года, а казнен 7 мая 1938 года. Эта драма не могла не сказаться на судьбе мальчика: вскоре после рождения Саши его мать, Татьяна Александровна Фёдорова-Збруева, жена "врага народа" и дворянка по происхождению, была выслана из Москвы в исправительный лагерь в Рыбинске вместе с младенцем. В Москву они смогли вернуться, только когда Саше было 6 лет. Бывшая актриса, Татьяна Фёдорова-Збруева устроилась работать на Московский электроламповый завод. К слову, ее сын от первого брака – актер Вахтанговского театра Евгений Евгеньевич Фёдоров, заслуженный артист РСФСР. Таким образом, Александр Збруев – дядя артиста и телеведущего Петра Федорова (ныне покойного) и двоюродный дед популярного киноактера наших дней Петра Федорова.

Александр жил в арбатской коммуналке, в которую превратилась родительская квартира, водился с "простыми" ребятами, хулиганил, учился из рук вон – и все равно обладал среди пацанов прозвищем "Интеллигент". И рано проявлял актерские замашки. Во вся ком случае, когда он окончил школу (дважды умудрившись остаться на второй год), подруга мамы и вдова Евгения Вахтангова Надежда Михайловна посоветовала ему поступить в Высшее театральное училище имени Б. В. Щукина. Художественным руководителем курса Збруева был Владимир Этуш.


Сцена из спектакля "Вишневый сад", театр "Ленком". Фото: kino-teatr.ru

Сразу после окончания "Щуки" Александра Збруева приняли в труппу Московского государственного театра имени Ленинского комсомола – и здесь он остался на всю жизнь. Артист играл в огромном количестве спектаклей, поставленных, в том числе, великими режиссерами Анатолием Эфросом и Марком Захаровым. Например, у Эфроса Збруев был задействован в спектаклях "104 страницы про любовь" и "Снимается кино…" по пьесам Эдварда Радзинского, "В день свадьбы" по пьесе Виктора Розова, "Мой бедный Марат" по одноименной драме Алексея Арбузова (в главной роли). Его сценический путь начинался с мелких ролей в постановках "Чудесная встреча", "Наташкин мост", но постепенно Збруев переходил к более серьезным и крупным задачам. Так, Александр Викторович играл Лермонтова в спектакле "О Лермонтове…" Оскара Ремеза и Тамары Чеботаревской, Вадима в постановке "Судебная хроника" Анатолия Адоскин и Анатолия Эфроса, Макара в проекте "В этом милом, старом доме" Юрия Мочалова. Часто Збруева привлекал к постановкам режиссер Александр Гинзбург: в спектаклях "Дым Отечества" по К. Симонову, "Жених и невеста" по пьесе Дмитрия Холендро, "Прощай, оружие" по знаменитому роману Э. Хемингуэя, "Лабиринту" Анатолия Софронова.

И, конечно же, особой страницей в театральном творчестве Александра Збруева стало сотрудничество с Марком Захаровым. Он работал у выдающегося режиссера над ролями Боркина в спектакле "Иванов" по Чехову, Пауля Крамера в "Ясновидящем" Лиона Фейхтвангера, Хотынского в драматической фантазии "Автоград XXI", к написанию которой был причастен Юрий Визбор, Хорию Мироновича в постановке "Хория" по Иону Друцэ, офицера в культовой "Оптимистической трагедии" Всеволода Вишневского, Городулина в "Мудреце" и Прибыткова в "Ва-банке" А. Н. Островского, обер-прокурора Ягужинского в "Шуте Балакиреве" Григория Горина, Анучкина в гоголевской "Женитьбе", Гаева в "Вишнёвом саде" и т.д.

Как театральный актер, Александр Збруев сотрудничал даже с Константином Богомоловым, имеющим славу одиозного режиссера, в его проектах "Борис Годунов" – инсценировке одноименной маленькой трагедии Пушкина и "Князь" по мотивам романа "Идиот" Ф. М. Достоевского. В первом спектакле Збруев играл царя Бориса, а во втором – Рогожина. Причем в новой трактовке это был не "достоевский" образ купца, а некий Генерал. Но Збруев никогда не боялся сценических и экранных экспериментов.


Александр Збруев в спектакле "Князь". Фото: kino-teatr.ru

Однако подавляющая часть советских зрителей, живущих далеко от Москвы, знала Александра Викторовича по его кинообразам (и по ним же с этим замечательным артистам знакомятся наши современники и новое поколение). Карьера в кино для Збруева началась в 1962 году, когда он снялся в драме Александра Зархи "Мой младший брат". Эта лента "открыла" трио блестящих актеров: Збруева, Андрея Миронова и Олега Даля. Второй большой удачей для молодого артиста оказалась главная роль сотрудника ОБХСС Александра Алёшина в детективе Герберта Раппапорта "Два билета на дневной сеанс". Обаятельнейшие Григорий Ганжа в мини-сериале Алексея Коренева "Большая перемена" и хоккеиста Игоря Волгина в мелодраме Андрея Михалкова-Кончаловского "Романс о влюблённых" упрочили успех и обеспечили Збруеву зрительскую любовь. Спустя много лет, в 1990-е, Збруев исполнит в картине Кончаловского роль Иосифа Сталина.

Но не только простецких или хулиганистых рабочих парней играл Збруев – к чести его как артиста и режиссеров, не заставлявших его замыкаться в рамках одного, пусть даже и выигрышного амплуа. Одним из прорывов позднего советского кино стала мелодрама Вячеслава Криштофовича "Одинокая женщина желает познакомиться" – фильм о том, о чем не было принято громко говорить, о том, что труд на благо родины не подменяет личного счастья, и о том, как нелегко было простой советской женщине найти себе пару. Этот фильм держался на удивительной тонкой, без пошлости и пафосе, игре исполнителей двух главных ролей – Ирины Купченко и Александра Збруева. Она изображала портниху из ателье, жизнь которой проходит в безнадежно женском коллективе, а он – спивающегося бывшего циркового артиста.


Кадр из фильма "Одинокая женщина желает познакомиться" (1987). Фото: film.ru

Также Александр Збруев снимался у Сергея Соловьёва в картинах "Мелодии белой ночи", "Наследница по прямой" и культовом "перестроечном" фильме "Чёрная роза — эмблема печали, красная роза — эмблема любви". С кинорежиссерами юбиляру явно повезло. Работал Збруев и с Дмитрием Астраханом (в кинокартинах "Ты у меня одна" и "Всё будет хорошо!").

Можно и нужно также назвать работы Збруева в картинах "Кольцо из Амстердама", "Тайна записной книжки", "Дом, который построил Свифт", "Семь часов до гибели", "Шёл четвёртый год войны", "Тайна виллы "Грета", "Батальоны просят огня", "Зина-Зинуля", "Храни меня, мой талисман", "Филёр", "Автопортрет неизвестного", "Убить дракона", "Желание любви", "Золото Беллоцио", "Кофе с лимоном", "Маэстро вор", "Бедная Саша", "Курортный роман", "О любви", "Кожа саламандры". Среди этих картин были и детективы, и военные фильмы, и остросюжетные приключенческие проекты нового времени. Для Александра Викторовича не было "неподъемных" характеров. И кого бы он ни играл, всегда оставался любимцем публики.

Григорий Ганжа - наверное, самый популярный в народе кинообраз Збруева. Фото: 18pohd.ru
 
Однако с 2004 года Александр Збруев принял решение больше не играть в кино, и лишь изредко появлялся на экране в камео-образах. Только спустя 10 лет, в 2014 году, состоялась премьера трагикомедии "Кино про Алексеева", где актёр создал ключевой заглавный образ советского барда Николая Алексеева. И еще у него была небольшая роль в довольно-таки эпатажном сериале "Содержанки" в роли крупного чиновника, отца одной из главных героинь (впрочем, "отец" довольно быстро слег в кому, а Збруев вышел из состава артистов проекта).

В "Литературной газете" в преддверии юбилея Александра Викторовича вышла статья Ирины Горюновой "От "сына врага народа" до народного артиста" о творческом становлении Збруева.

Сегодня, в день 85-летия Александра Збруева, с круглой датой его поздравил российский лидер Владимир Путин. Поздравительная телеграмма опубликована на сайте Кремля. "Щедрый талант и обаяние, умение быть убедительным в каждой своей роли позволили вам преуспеть в профессии, стать одним из ведущих артистов знаменитого "Ленкома", добиться признания в кинематографе, а главное - заслужить искреннюю, непреходящую любовь зрителей", - цитирует ТАСС обращение Президента.

Редакция "Ревизора.ru" поздравляет Александра Викторовича с юбилеем, желает имениннику многая лета, новых творческих подъемов, интересных для него самого актерских работ, семейного благополучия и тепла!
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "ТЕАТР"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

XXIV Международный театральный фестиваль "Мелиховская весна" откроется "Вишневым садом" Мотои Миура
Ян Сибряев: "Нас учат не играть кого-то, а присвоить себе боль героев".
"ДУБРОВСКИЙ" Александра Пушкина в театре "Сатирикон" (Дворец на Яузе). Режиссер Яков Ломкин.

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости театров ВСЕ НОВОСТИ ТЕАТРОВ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть