Артмеханика: три премьеры октября
11 октября 2024
Шведская академия присудила Нобелевскую премию по литературе южнокорейской писательнице Хан Ган
11 октября 2024
В числе лауреатов премии "Ясная Поляна" 2024 года – Леонид Юзефович и Чухе Ким
11 октября 2024
Илья Авербух: "Ищите максимально короткий путь к аудитории, чтобы она была лояльна к вам"
10 октября 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

«Москва – Петушки» Венедикта Ерофеева

Театр "Кашемир", режиссер-постановщик Федор Малышев.

фото: сцена из спектакля «Москва – Петушки» Венедикта Ерофеева в театре "Кашемир"
фото: сцена из спектакля «Москва – Петушки» Венедикта Ерофеева в театре "Кашемир"

Театр «Кашемир» — новый проект. В репертуаре всего два спектакля. Играют во дворце на Яузе. В пресс-релизе было обещано, что театр создает атмосферу, в которую зритель непременно вернется за впечатлениями.

И атмосфера создавалась уже в фойе. Зрителям бесплатно наливали шампанское, официанты в фартуках с надписью «Астория» раздавали бутербродики, музыкант, внешне похожий на Кота Базилио, низким пропитым голосом в стиле Билли Новика пел советские эстрадные хиты.

Получился небольшой диссонанс. Шампанское и «Москва-Петушки»? Туда ли я пришел? Не совсем вязалось. Зубровка, одеколон "Тройной" – другое дело, больше соответствовало литературному исходнику.

Но, с другой стороны, я же пришел на спектакл, а не в буфет.

Народу было немного, примерно треть зала. И у меня сразу сложилось впечатление, что я попал в культовый клуб «Проект О.Г.И.» начала 2000-х. Та же самая публика. Только группы «Ленинград»  на сцене не хватало. (Разумеется, я говорю о раннем «Ленинграде», когда это можно было слушать).

Что сказать о спектакле? Я видел много вариантов «Москвы – Петушков». Но это были именно спектакле. Здесь же, впервые  я увидел самую настоящую поэму. (Ведь жанр был определен Ерофеевым именно как поэма).

Создатели достаточно вольно обошлись с текстом оригинала, и если поначалу идет почти дословное цитирование, то чем дальше, тем больше изменений. Но это не страшно. Главное — была передана атмосфера.

И это даже не атмосфера пьянства или алкогольного угара. Это атмосфера душевных метаний, душевных терзаний, поиска своего места в мире.

Несмотря на то, что в повести Ерофеева речь идет о поздней советской эпохе, спектакль получился вневременной. Полное ощущение, что эта история происходит прямо сейчас, на наших глазах, и в будущем она может произойти. Да, на восемь рублей напиться не получится, но душевные терзания никуда не денутся.

Начало – обычная комедия, затем, с самого первого выпитого стакана, начинается самая настоящая психоделия, где зрителей кидают из состояния восторга в ад и полную безысходность и снова в восторг.

Красота и уродство совмещены здесь ювелирно. У меня вообще сложилось полное впечатление, что режиссер имеет дополнительную специальность врача-нарколога, настолько четко были показаны все стадии алкогольного опьянения, все глюки, характерные для каждого этапа, при этом он хорошо знает не внешнюю, а именно внутреннюю сторону каждого этапа.

И в каждой из этих стадий было показано метание человеческой души. Как она ищет выход в тех или иных обстоятельствах.

И если поначалу в лице Ивана Добронравова (именно он играл Веничку) мы видим простого интеллигентного алкаша, то под конец он играет душу интеллигента. Задумано так или нет – не знаю, но получилось!

И это большая режиссерская находка.

Поэма Ерофеева часто бывает основой для моноспектаклей. Но здесь вовсе не так. Актерский состав обширный. Тут есть и ангелы, которые то появляются, то исчезают, отчего отдельные сцены похожи на молитву, и демоны, и недосягаемая мечта русского интеллигента в виде прекрасной девушки, на пути к которой встает очередная алкоголичка из электрички.

При этом режиссер очень тонко балансирует между жанрами. Этот спектакль смешной, но не комедия, он страшный, но не драма, он философский, но не притча. Он именно создает эмоциональную атмосферу, что и задумывалось изначально.

Подтекст поэмы был раскрыт не словами, а именно на уровне атмосферы и эмоций.

Я убежден, что попади сам Ерофеев на этот спектакль, он бы аплодировал громче всех. Как говорил один мой знакомый: "Читатели Ерофеева делятся на две категории. Одним после прочтения «Москвы – Петушков» хочется сразу же напиться, вторым — вообще не прикасаться к бутылке".

Я исключение. Лично мне после похода в театр «Кашемир» захотелось немедленно посмотреть второй спектакль театра – «Фауст. Четвертая стена», который будет показан 13-го апреля там же, во дворце на Яузе.

К большому сожалению, до конца сезона новых постановок «Москвы – Петушков» не запланировано. А жаль. Это действительно достойное событие, на которое стоит обратить внимание. 

Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "ТЕАТР"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Артмеханика: три премьеры октября
Шведская академия присудила Нобелевскую премию по литературе южнокорейской писательнице Хан Ган
В числе лауреатов премии "Ясная Поляна" 2024 года – Леонид Юзефович и Чухе Ким

В Москве

От премьер до театрального форума. О планах Театрального центра "На Плющихе"
Царское это дело: "Петр Первый" Саратовского театра оперы и балета
"Кашемировые" новости
Новости театров ВСЕ НОВОСТИ ТЕАТРОВ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть