Премьера авторской версии Юрия Башмета оперы "Иоланта" станет изюминкой "Ночи Чайковского в Усадьбе Демьяново"
1 июля 2025
«Солдога»: православный семейный лагерь на берегу Волги как путь к духовному и патриотическому воспитанию детей
1 июля 2025
Не только Брейгель
1 июля 2025
"ЦветаеваШпаликовХармс" – музыкальный спектакль-концерт. Театр "Практика".
1 июля 2025

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

10 февраля 2025 12:43

"Носороги" Эжена Ионеску. Театр у Никитских ворот. Режиссер Марк Розовский.

Специально для "Ревизора.ru".

Все фото предоставлены Театром у Никитских ворот.
Все фото предоставлены Театром у Никитских ворот.

В данном спектакле есть два, на мой взгляд, интересных нюанса, о которых бы и хотелось поговорить. Первый – это общая концепция постановки. Если б мне нужно было определить ее одним словом – я бы сказал: прямолинейность.

Все просто и понятно, все подтексты, на которые намекал Ионеску – выведены на максимум.

Перед спектаклем нам напомнили, что пьеса антифашистская – и на протяжении чуть ли не всего спектакля постоянно подчеркивали, что носороги – это фашисты. И никак иначе.

Каждый символ разжеван четко, ярко, доступно, и никаких вопросов у зрителя точно не возникнет.

И с такой концепцией я, скорее, согласен. Почему-то многие режиссеры полагают, что драматургию абсурда надо ставить так, чтобы вообще ничего не понятно было, каждый символ нужно стократно усиливать, и в итоге получается что-то совсем абсурдное, разобраться в котором очень не просто.



"Носороги" Марка Григорьевича совсем из другой оперы. Если вы хотите приобщить человека к драматургии абсурда, именно с этого спектакля лучше всего и начинать. Человек, который не читал пьесу, не знает ее содержания, тем не менее, оценит решительно все. Поначалу действие вообще похоже на классический ситком. О том, что все закончится достаточно мрачно – и речи не идет.

Достоинство спектакля в том, что главный героем в данном случае является именно текст Ионеску (притом, актуализированный и усиленный режиссером, и это, конечно, хорошо). Отдельные параллели из современности (упоминания про Гренландию, великолепная пародия на Жириновского) – сделали только лучше (чем если бы режиссер строго следовал тексту).

Поэтому – для школьников, для молодого поколения спектакль будет хорош и полезен.

Другой вопрос – кастинг и образ Беранже. В исполнении Юрия Голубцова.

То, что Юрий Голубцов – хороший актер, не секрет. Но в данном случае – он достаточно резко выпадал из общего спектакля. С одной стороны – правильно, Беранже и в пьесе является единственным не превратившимся в носорога. Но выпадение здесь было немного не в ту степь.

Начать с того, что между Юрием Голубцовым и Александром Чернявским (игравшим Жана) большая разница в возрасте. Как я понимаю, около 20 лет, а может и все 30. Но по сюжету Беранже и Жан – лучшие друзья. При такой разнице в возрасте? Сомнительно. Я уже не говорю о разнице в возрасте между Беранже и Дэзи. Там актриса – совсем девушка молодая. А ведь по сюжету – у героев любовь. Ну как-то… Странноватая любовь.

Второй момент – образ Беранже. Почему-то на протяжении всего спектакля он выглядел как бомж. (Возможно, планировался клоун, но получился асоциальный элемент). Нечесаный, в майке-алкашке, в семейных трусах, в общем, не мачо.



Поэтому когда возникает любовная сцена, где Беранже возносит руки к небу и говорит: "А как же наша любовь?" – это выглядит странно. Любовь молодой красивой стройной девушки с осиной талией к бомжу?..

Наверное, есть и такие чувства. Но не велика потеря для женщины, если честно.

А финал, когда уже все носороги, и один только бомж Беранже остается человеком?.. Это что имеется в виду? Либо люди становятся носорогами-фашистами – либо остаются нечесаными бомжами?

Простите, а другого глобуса, часом, нет?..

Странно, что при эдакой прямолинейности режиссер так и не объяснил, почему Беранже именно такой. Хотя это было бы гораздо важнее. Что носороги – это фашисты мы бы и сами догадались, а почему Беранже – бомж, неясно.

Но это еще полбеды. Самое грустное – достаточно низкий уровень молодых актеров. Поэтому первое действие, где были массовые сцены с участием актеров разных поколений – прошло хорошо, а второе, где сцены были на двоих, хуже. Александр Чернявский худо-бедно вытянул свой образ на фоне Юрия Голубцова, а Богдан Ханин (Ботар) вообще мимо. Увы…  (Хотя в массовой сцене "Офис" он смотрелся более-менее нормально).



Все-таки порочная практика выводить одновременно сильного и слабого актера. Сразу видна разница в уровне, и сцена капитально проседает. От этого финал смазан.

Жаль.

Но в целом – рад, что такая постановка состоялась. В московских театрах сейчас не так много ставится драматургии абсурда, и любителям этого жанра будет что посмотреть.
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "ТЕАТР"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Премьера авторской версии Юрия Башмета оперы "Иоланта" станет изюминкой "Ночи Чайковского в Усадьбе Демьяново"
«Солдога»: православный семейный лагерь на берегу Волги как путь к духовному и патриотическому воспитанию детей
Не только Брейгель

В Москве

"Не бойся — проживи!". Концерт актрисы "Московского театра поэтов" Арины Чекановой.
Герой или подонок?
День воссоединения Крыма с Россией: как празднуют 11-ю годовщину
Новости театров
Всероссийский культурно-патриотический проект «Бал Победы» состоялся в Театре Российской Армии
Вчера 22:17
В Театре на Юго-Западе с большим успехом прошел концерт в поддержку ветеранов боевых действий.
Вчера 18:27
Детская программа фестиваля "Театральный бульвар" откроется спектаклем "Вафельное сердце"
Вчера 15:36
Евгений Князев удостоен ордена "За заслуги перед Отечеством" III степени
30 июня 18:36
В Москве труппа из Бразилии представит спектакль «Брас Кубас» по роману Машаду де Ассиса
30 июня 2:40
Театры из Москвы и Петербурга выступят на фестивале «Балтийские сезоны» в Калининграде
30 июня 2:12
«Мариинка» отметит 115-летие мировой премьеры балета «Шехеразада» Михаила Фокина
30 июня 1:02
Михаил Мишустин поздравил Волковский театр с 275-летием
29 июня 21:02
Четыре российских региона хотят принять следующую "Золотую Маску"
27 июня 17:28
ВСЕ НОВОСТИ ТЕАТРОВ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть