Соделайся чистым, моё сердце
26 апреля 2024
Виктор Иванов и галерея его имени отметят парный юбилей
25 апреля 2024
Даёшь квалификацию искусству агитации!
25 апреля 2024
XXIV Международный театральный фестиваль "Мелиховская весна" откроется "Вишневым садом" Мотои Миура
25 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

13 декабря 2016 10:58

Новая “Фрекен Жюли" от ученицы Туминаса

Историю Августа Стриндберга "Фрекен Жюли" молодой режиссер Гульназ Балпеисова воплотила в жизнь на сцене "Первой студии Вахтанговского театра". Выпускница Мастерской Римаса Туминаса прочитала по-своему трагедию шведского драматурга.

Фото: Валерий Мясников
Фото: Валерий Мясников

Русский поэт Александр Блок написал в некрологе: "Наследие Стриндберга открыто для веселой и мятежной юности всех стран. Это лаборатория для студентов, большая комната, свободная в утренние часы, когда мозг работает ритмически; и сам Стриндберг – утро, тот час, когда начинается большая работа. Он – менее всего конец, более всего – начало. Благоговейное изучение его – есть тот труд, который молодит усталые души".

Пьесы Стриндберга будто созданы для театральных лабораторий, режиссерских изысканий. Казалось бы, сегодня нет необходимости ставить "Фрекен Жюли": не удивишь сегодня внебрачной связью, романом между мужчиной и женщиной разных социальных слоев, и уж тем более обеспеченные молодые дамы не будут кончать жизнь самоубийством, если их соблазнили до замужества. Что же тогда сегодня интересует в этой истории театральных режиссеров?

Жан - Владимир Шульев. Фото: Валерий Мясников

Сам драматург писал так: "Трагическую судьбу фрекен Жюли я мотивировал рядом обстоятельств: изначально материнские инстинкты; неправильное воспитание отца; пробудившаяся природа; влияние жениха на слабый выродившийся мозг... И, наконец, случайность, столкнувшая героев в одной комнате, плюс накаленная отвага соблазнителя".  Целый букет, не правда ли, который звучит абсолютно актуально и сегодня.

Фрекен Жюли стала своеобразным символом героини нового типа: иногда его определяют как "полуженщина-полумужчина". Мы узнаем только об одной ночи жизни героини – последней. Дочь графа, оставшись в праздничную Иванову ночь в доме со слугами, оказывается соблазненной лакеем отца Жаном, а потом, не вынеся позора, кончает жизнь самоубийством.

Жюли - Полина Кузьминская, Жан - Павел Попов. Фото: Валерий Мясников

Стриндберг настойчиво и с нескрываемой гордостью утверждает, что ему удалось создать новый характер, поступки которого строго, даже научно мотивированы. А печальная участь обуславливается рядом социально-психологических, в том числе и медицинских причин. Несчастной фрекен Жюли не досталось материнской любви: "Я появилась на свет, насколько могу судить, вопреки ее воле". Потом мать научила ее презирать и ненавидеть мужчин: "И я поклялась, что никогда не стану рабой мужчины". Эта "наука" разрушила помолвку девушки с ее женихом и толкнула ее в постель к слуге – к человеку, который с точки зрения матери просто не являлся мужчиной.
Жан - Владимир Шульев, Кристина - Яна Соболевская. Фото: Владимир Мясников

Молодой режиссер Гульназ Балпеисова, как и её учитель, мастер Римас Туминас, старалась идти, что называется, от автора. Но все равно получилось по-своему. Из социальной трагедии, режиссер сотворила борьбу полов, а не слоев. Стриндберга называют стихийным драматургом, вот и Гульназ поставила пылкий, чувственный спектакль, который, правда, нельзя назвать "Фрекен Жюли". Скорее это – "Жан, Кристина и Жюли" или "Любовь убивает"... В общем, вариантов много. Только название драматурга сюда не вписывается.  Режиссер рассказывает историю всех троих персонажей, в которой каждый занимает свое особенное место: Фрекен Жюли, Жан и Кристина. Именно этому и учил её Туминас: "Каждый актер, каждый персонаж – важен. Не нам, режиссерам, определять, куда смотреть. Зритель сам решит, кто ему важен сейчас".

Это история о страсти, о любви, о том, какие мы разные становимся под воздействием обстоятельств. Для режиссера важна тема женщины и мужчины. Все борются за "место под солнцем", доказывая свою значимость. Но разве так это важно? Имеет значение жизнь и любовь, а не кто ты по социальному статусу, расе, группе крови, вероисповеданию...
Жюли - Полина Кузьминская. Фото: Валерий Мясников

Сама режиссер очень живая, страстная, словом "восточная женщина". И спектакль её получился таким же – все пропитано, пронизано огнем страсти, любви, но не душевной, а телесной.

Не закончив обучение на актерском факультете в РАТИ-ГИТИС у Л.Е. Хейфеца, Гульназ Балпеисова пошла поступать на режиссуру к Туминасу. Повезло. Поступила. Её первая работа в театре "В Париже" по рассказам Ивана Бунина. Как говорит Римас Владимирович: "Бунин её спас". Видимо, нужно было яркой и эксцентричной девушке окунуться в бунинскую поэтичность. На спектакле "Евгений Онегин" была ассистентом режиссера у своего мастера. Потом в ассистенты её взял Юрий Бутусов на постановке спектакля "Бег". На вопрос, что взяла от Туминаса для себя, как для режиссера, отвечает: "Поэтичность и масштабность". А что почерпнула от Бутусова: "Лихачество!"

Кристина - Яна Соболевская, Жан - Павел Попов. Фото: Владимир Мясников

Надо отметить, что артисты "Первой Вахтанговской студии" работают, что называется, на износ души: честно, правдиво и бурно. Два года назад набрал Туминас их не зря – сейчас все занимают яркие места и в основном репертуаре Вахтанговского театра.

Возможно, спектаклю "Фрекен Жюли" Балпеисовой не хватает динамичности, внутреннего темпо-ритма. Музыка Генри Пёрселла давит, и нет контрапункта. Но ведь Петр Фоменко не сразу стал тем Фоменко, которого мы до сих боготворим. И Любимов, Гончаров, Додин, Туминас, Хейфец так же стали гениями только со временем. А его у Гульназ Балпеисовой предостаточно, да и все предпосылки имеются.
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "ТЕАТР"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Соделайся чистым, моё сердце
Виктор Иванов и галерея его имени отметят парный юбилей
Даёшь квалификацию искусству агитации!

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости театров ВСЕ НОВОСТИ ТЕАТРОВ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть