"Рокировка" худруков, таким образом, завершена. Директором центра имени Мейерхольда остается Елена Ковальская.
"Ревизор.ru" позволит себе поделиться с читателями некоторыми соображениями по поводу нового назначения.
С одной стороны, артистическая биография Дмитрия Волкострелова не выглядит "противопоказанной" назначению на должность худрука, на руководство творческой деятельностью ЦИМа. Все ж таки он – трехкратный лауреат Санкт-Петербургской молодёжной театральной премии "Прорыв" в категории "Лучший молодой режиссёр". И, опять же, лауреат спецприза премии "Золотая маска" 2013 года и номинант на "Золотую маску" 2017 года. За 10 лет поставил как режиссер более 80 спектаклей, сообщают открытые источники.
Правда, у Волкострелова репутация "режиссера эксперимента" и специалиста по перформансам, и его регалии ее только подкрепляют. Скажем, питерская премия "Прорыв" конкретно заявляет на своем сайте: мол, отдаем предпочтение работам новаторского или экспериментального характера и считаем своей задачей поддержку инновационных подходов к развитию театрального процесса. Да и "Золотая маска" уже несколько лет как выдается по принципу "чем чуднее, тем моднее". На вторую для себя "Золотую маску" Волкострелов был номинирован именно в категории "Лучший спектакль в эксперименте". Но почему-то не получил ее. Недоэкспериментировал?..
Но все ж не Малым театром поставлен художественно руководить Дмитрий Евгеньевич Волкострелов! А театральным Центром имени Мейерхольда, носящим имя великого театрального реформатора и экспериментатора Всеволода Эмильевича. Может быть, центр и персона нашли друг друга? Время покажет, конечно же. Сегодня рано говорить "гоп!" и кричать "гип-гип-ура!".
Почему у нашей редакции возникло удивление, смешанное с опасениями? Исключительно из ознакомления с (так и хочется сказать, боевой) биографией молодого (37 лет) режиссера, который карьеру строил исключительно на режиссерской деятельности. Дмитрий Волкострелов учился в Московском Государственном Университете Культуры и Искусств (МГУКИ) на кафедре режиссуры и мастерства актёра, однако собственно актерских страниц в его судьбе – кот наплакал. Это участие в нескольких фильмах и сериалах толка, мягко скажем, не слишком эстетического – "Игры в солдатики", "Обручальное кольцо", "Адвокат 7", "Побег" и "Побег 2" – да "студенческие" спектакли в театре-студии ДСВ-МГУ.
Что касается режиссуры, то да, послужной список Волкострелова впечатляет, начиная от курса-студии при Академическом Малом Драматическом Театре — Театре Европы под руководством Льва Додина. В 2011 году Волкострелов в Санкт-Петербурге основал "театр post", позиционирующий себя как "независимая театральная команда, не имеющая своей площадки и работающая, в основном, в не театральных пространствах". Уж не в связи ли с этим 29-летний режиссер в интервью изданию "Невское время" в конце 2011 года горделиво говорил: "Меня можно назвать бездомным"?..
В том же интервью он предрекал скорую кончину репертуарному театру, в том числе – как лично ему, Волкострелову, не интересному явлению.
Вопрос: достаточно ли этого "перелетного" опыта постановки спектаклей и перформансов в разных нетеатральных сценах, чтобы стать полноценным художественным руководителем театрального учреждения? Конечно, Центр имени Мейерхольда – не репертуарный театр. Он тоже сосредоточен на предоставлении площадки различным театральным коллективам и даже командам экспериментаторов, а собственные спектакли ставит в основном в копродукции с театрами. И все же творческое управление единым театральным пространством – не то же самое, что организация перформанса в дружественном кафе.
Несколько слов о спектаклях Волкострелова. "Википедия" называет его следующие режиссёрские работы в "театре post" и других театрах (довольно интенсивно сотрудничал и с московским Театр.doc). В первую очередь, это инсценировки пьес белорусского драматурга Павла Пряжко: "Запертая дверь", "Миссионеры", "Хозяин кофейни", "Солдат", "Я свободен", "Поле", "Печальный хоккеист". "Злая девушка" Пряжко была поставлена в петербургском ТЮЗе имени А. А. Брянцева, а его же пьеса с трудночитаемым названием "Налетела грусть, боль незванная, вот она, любовь, окаянная" – в режиссёрской лаборатории "Здесь и сейчас" при МХТ им. А. П. Чехова (значит, иногда режиссер все же меняет гнев на милость в отношении репертуарного театра?).
К драматургии Пряжко Волкострелов питает какое-то сентиментальное чувство. В том же интервью признавался: "Все тексты Пряжко я готов ставить не глядя, потому что задачи, которые он ставит перед театром, завораживают своей сложностью". С одной стороны, выраженная режиссерская позиция – это хорошо. С другой стороны, это настораживает. Ибо Пряжко и сам – драматург весьма специфичный.
Как написал театральный критик Павел Руднев: "Павел Пряжко смог изменить ход развития современной пьесы в России. Он повернул "новую драму" от драматургии темы к драматургии языка, к дискуссии вокруг строя современной пьесы. Он сделал форму текста и язык пьесы темами для обсуждения. До Пряжко "новая драма" цепляла, прежде всего, сюжетами, пограничными состояниями, путешествиями в миры, еще театром не освоенные… Павел Пряжко, прежде всего, ставит формальные эксперименты на территории драматургического письма". В чем, по мнению эксперта, состоят оные эксперименты? А вот в чем: "…какими многозначительными оказываются слова и какими сверхкороткими бывают предложениями в условиях нелитературной, некультурной речи". Тут мы все представили себе некоторые сверхкороткие слова и предложения некультурной речи… Неужели это оно?..
Сцена из спектакля "Волкострелова" "Пермские боги". Фото: ptj.spb.ru
При знакомстве с творческим наследием Дмитрия Евгеньевича, в изобилии представленным в сети, становится понятно, каким образом он смог поставить 80 спектаклей за 10 лет. Его постановки в большинстве случаев похожи на стенд-ап: стоят или сидят в ряд несколько актеров, не давшие себе труд заучить текст, и зачитывают по бумажке. Добавим к этому минимальные средства оформления сцены, скромную игру со светом (или пристрастие к направленному на исполнителя… э-э-э… зачитывателя лучу) и прочую скудость визуального ряда постановок. Возможно, это новое слово в искусстве? Или просто экономия на том, что в замшелом прошлом называлось театральными эффектами? Всеволод Эмильевич как раз на них ни средств, ни сил актерских не жалел, его громоздкие механизированные декорации вошли в историю театра.
По-видимому, к актерскому мастерству Волкострелов относится очень снисходительно. А к системе Станиславского у него отношение, должно быть, такое же, как к репертуарному театру: отживает, болезная!..
Да и вообще слово на сцене отживает. Об этом свидетельствует спектакль Волкострелова "Угол", запись которого фигурирует в ютубе под заголовком "Час молчания на заданную тему". В записи показан сначала режиссер, который довольно надменно говорит о том, что стоит публике помолчать на этом спектакле, а если повтыкать в телефон или заняться другими своими делами, то зачем время и деньги тратить (и правда?..). А потом – группа граждан, которая сосредоточенно молчит, стоя или сидя на сцене, вокруг листа бумаги с корявой надписью вроде "Зачем нужно искусство и театр в частности?" Помолчав час, они озаренно подписывают ответ: "Чтобы жить".
Во-первых, это "боян", как называют в интернете заимствования и вторичности. Впервые идея "молчания на сцене" была развита в пьесе "4′33″" американского композитора Джона Кейджа для вольного состава инструментов. "Четыре минуты тридцать три секунды" тишины, предложенной зрителям, в первый раз представил пианист Дэвид Тюдор на Благотворительном концерте в поддержку современного искусства в Вудстоке 29 августа 1952 года. После такого благодатного прецедента молчать на сцене начали многие музыканты, композиторы и даже артисты – в Пензенском драмтеатре поставили "Чайку" с молчанием на этот срок вместо монолога Мировой души. Семьдесят лет спустя у Волкострелова повторяется та же акция в поддержку современного искусства?..
А во-вторых, создается впечатление, что Волкострелов как режиссер очень много ответственности перекладывает на плечи зрителей, которые должны чуть ли не "додумывать за него". Простор для зрительских импровизаций в той или иной степени дают все мэтры зрелищных искусств. Но одно дело – "послушать тишину" четыре минуты, а другое – час. Не станет ли в скором будущем Центр имени Мейерхольда филиалом психотерапевтического кабинета, где можно посидеть в тишине и подумать о жизни за свои кровные?..
Ну, и напоследок: нас смущают еще кое-какие характеристики Волкострелова, которые легко найти в сети – и это не случайность, а едва ли не стратегия, потому что в вышеупомянутом интервью на вопрос журналистки: "А какие очаги культуры, кроме 2–3 почитаемых вами петербургских театров, вы чаще всего посещаете?" – он ничтоже сумняшеся отвечает: "Чаще всего я посещаю интернет. Конечно, есть творческие личности в нашем городе, которые мне все-таки интересны, пусть даже и не близки. Я признаю в них больших мастеров, которых есть за что уважать. Но фильмов я смотрю гораздо больше, чем спектаклей. Смотрю опять же в интернете, потому что в городе почти нет мест, где можно на большом экране увидеть то, что мне хочется посмотреть". В Петербурге не найти, что посмотреть, вне интернета – надо очень постараться…
Коробит и прямая речь Волкострелова, приведенная в Википедии: "Должно пройти еще какое-то время, чтобы зрители, особенно в отдаленных от столицы городах, смирились с тем, что есть что-то, находящееся за пределами среднестатистических представлений о том, каким должно быть искусство". Кажется, это речь не культурного деятеля, а завоевателя: смиритесь, плебеи!..
И, наконец, официальный
сайт режиссера приветствует посетителя фразой "CАЙТ volkostrelov.ru - СОЗДАН ПРИ ПОДДЕРЖКЕ Игровые автоматы 777 играть бесплатно" и выводит исключительно на казино. Без комментариев.