Новое прочтение "Волшебника Изумрудного города"
19 апреля 2025
19 апреля – Международный день цирка
19 апреля 2025
О любви и боли: новый сериал от Netflix "Переходный возраст"
18 апреля 2025
Шаболовка и Авангард
18 апреля 2025

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

"Осень" по одноименному рассказу Августа Стриндберга. МХТ имени Чехова. Новая сцена.

Специально для "Ревизора.ru".

Все фото: медиацентр МХТ имени А.П. Чехова / Александра Торгушникова
Все фото: медиацентр МХТ имени А.П. Чехова / Александра Торгушникова

Это третий спектакль Андрея Гончарова в МХТ. В 2023 году он выпустил "Далёкую Радугу" по фантастической повести братьев Стругацких, а в 2022-м – "Чрево" по прозе Замятина. Спектакли очень разные, тем не менее, уже сейчас можно прочитать фирменный стиль режиссера. "Красивая безысходность" – именно так я бы определила дух его постановок. Что "Чрево", что "Радуга" – одинаково безысходны, но это подаётся именно так, что нет духа трагедии, хочется наслаждаться, упиваться безысходностью.

Каждый раз мне казалось, что я попадаю в прошлое, притом не в то прошлое, в котором происходит действие, а в СССР в 1970-е годы, что я смотрю на сцене фильм, снятый где-нибудь в Прибалтике в позднесоветском строе, поэтому вместе с безысходностью возникает и легкое чувство ностальгии по тем прекрасным временам.

Несмотря на то, что Гончаров – именно театральный режиссер, его постановки кажутся немного киношными; такое ощущение, что он разговаривает со зрителями именно на киноязыке, который при этом органично сочетается со сценой. И этот киноязык обволакивает, завораживает зрителя. А поскольку перед нами не экран, а именно живые актеры, то эффект значительно усиливается. Полное погружение как в проблемы героев, так и в советскую эпоху пятидесятилетней давности. Вообще, у меня сложилось впечатление, что сейчас выйду из театра и окажусь не в Камергерском переулке, а где-нибудь на пляжах Юрмалы.  

Еще когда я узнала, что Андрей Гончаров работает над спектаклем по Стриндбергу – было понятно: спектакль получится. Уж слишком они похожи по духу, по подаче. Приятно, что я не ошиблась. А еще приятней, что у Гончарова получился очень женский спектакль. Даже удивительно, как молодой режиссер-мужчина смог так точно затронуть темы, волнующие взрослых, опытных женщин, за плечами которых многие годы брака.

Постановка простая, драматургически не замысловатая. В ней заняты всего два актера – Артём Быстров и Ольга Литвинова. Несмотря на то, что актеры – молоды, они играют супружескую пару, прожившую долгую совместную жизнь.

Перед нами вполне благополучная семья без всплесков эмоций, без скандалов и радостей. Просто живут и воспитывают детей. Она образцовая домохозяйка, он добытчик и кормилец. Все как у всех.



Она знает его на 100 процентов. Знает, какую передачу ему надо посмотреть, что он хочет поесть и как ему надо вести себя в сложных ситуациях. Он шагу не может ступить без ее контроля и советов. Такие "глубокие родственники". Неожиданно его отправляют в командировку, и у супругов есть возможность побыть отдельно друг от друга, расшевелить давно уснувшие чувства. Они пишут друг другу письма, которые с каждым разом становятся все более и более нежными.

И, наконец, решают встретиться в маленьком городке, где начиналась их любовь. Он маринует шашлык, а она покупает для встречи ярко-розовые туфли. И вот, томимая ожиданием, она приезжает, а он… спит. Упс, первое разочарование. Они гуляют по пляжу, но все время упираются в непреодолимые стены. Им просто нечего сказать друг другу.

И вот уже шкурки сброшены, и перед нами уже не упитанные люди средних лет, а молодые красавцы с прекрасными телами.

Но… снова ничего не происходит.  И это еще одно женское разочарование. Трагедия, но поданная красиво, пастельными театральными красками. С одной стороны, я искренне сочувствовала Лили, мне досконально понятны все ее проблемы, я сама через это прошла. Это грустная история, и я расстроена и за героиню, и в первую очередь за себя, потому что я испытывала те же самые переживания, но они не были такими красивыми, проникновенными. Мне казалось, что я просто живу, как все. А Гончаров доказывает, что даже обыденная драма может быть красивой, лиричной.

Вообще, на мой взгляд, это спектакль о женском разочаровании. 

Он называет ее мамой, а она это ненавидит. Ведь в душе она все та же девочка. Она хочет веселья и радости, а он – шашлыка и поспать. Они больше не мужчина и женщина, они мама и папа.



Грустно? Нет, наверное. Типа, все так живут.

Но спектакль оставляет грустное послевкусие о несбывшихся надеждах, об отсутствии женского счастья. И упование, что где-то же бывает по-другому.

Разумеется, в первую очередь я рекомендую этот спектакль для семей, проживших вместе долгие годы. Постановка позволяет не просто переосмыслить все происшедшее, но и понять причину этого. И очень хорошо, что режиссер не пытается морализаторствовать. Он не объясняет, почему так получилось, но это становится и так понятно каждому.

Сейчас очень модны психологи, к ним бегают по каждому поводу. На мой взгляд, спектакль "Осень" даст гораздо больше полезных советов, нежели самый крутой специалист. Оно и логично. Именно для этого и нужен театр.
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "ТЕАТР"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Новое прочтение "Волшебника Изумрудного города"
19 апреля – Международный день цирка
О любви и боли: новый сериал от Netflix "Переходный возраст"

В Москве

Герой или подонок?
День воссоединения Крыма с Россией: как празднуют 11-ю годовщину
"Свет остается". О творческой встрече с поэтом Еленой Янушевской в Доме Лосева.
Новости театров ВСЕ НОВОСТИ ТЕАТРОВ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть