"Ремарка" делится на большую и маленькую. Большая отбирает пьесы для взрослых зрителей — людей старше 14 лет, а маленькая — младше 14. Мы сосредоточимся на тенденциях "Большой Ремарки", так как детские пьесы отличаются относительно устойчивой проблематикой.
Фото: remarka-drama.ru
Шорт-лист в этом году состоит из работ четырнадцати авторов.
Павел Руднев, один из членов жюри, говорил, что он не может выделить какую-то одну четкую тенденцию, что пьесы разнятся по тематике, стилю и атмосфере, что действительно так, но давайте попытаемся "нащупать" общий контекст, общие тенденции.
Фото: remarka-drama.ru
Если пьеса Дины Сафиной «5mm\h» отличается тяжелой атмосферой, наполняющей быт онкологических больных людей, то пьеса Сергея Давыдова "Республика" погружает нас в мир тяжело больной страны, история которой разорвала людей на части, осколки. Елена Нестерина как бы выговаривает болезненные, зыбкие строки, которыми живут пьесы шорт-листа: "Движет поступками чувство вины/ Чувство вины". Ее пьеса - совсем не гнетущая, в ней много стихов и юмора, но не стоит обольщаться. За занавесом скрывается много всего интересного.
Фото: teatrkachalov.ru
Многие драматурги, попавшие в шорт-лист, часто прибегают к поэзии, к истории нашей страны и ее травмам, зачастую с иронией, но, если спросить себя, что стоит за иронией, то многое прояснится.
В пьесе "Лета впадает в Стикс" мы видим те же зыбкие слои вины. Мария Малухина укажет "городок русской сказки", в "камне глупости" мы увидим время через русские очки, в "Гвозде", "Баклане, Щекане и Таракане" столкнемся с самой Россией во всех ее противоречиях, с Россией за школьными партами.
Фото: remarka-drama.ru
Так можно перебрать каждую пьесу, разобрать ее на приемы, на способы и цитаты — всюду мы обнаружим одно и тоже: взросление в конкретных исторических условиях, тяжелые социальные конфликты, попытки сбросить с себя груз прошлого.
История — проводница через Стикс, история — примирительница, история не только глобальная, но это и жизнь каждого человека, каждая смерть во вполне конкретных условиях. Каждая хорошая пьеса, так или иначе, строится на этих факторах, но каждый год, десятилетие, столетие – факторы меняются, мы получаем новый "воздух", которым дышит общество.
Фото: t-l.ru
Он выражается во всех сферах человеческой деятельности, и "Ремарка", выделяя то, что кажется ей подходящим для современных театров, порой указывает нам на "язвы". По сути, каждая пьеса — язва нашего времени, даже если она пытается "убежать" от него. Каждая пьеса скрывает под собой слой нашей истории, который очень больно снимать, но снимать необходимо. Обилие иронии дает нам двоякую оценку этой ситуации: мы привыкли смеяться над тем, что у нас болит. Но мы уже не молчим. Мы смеемся над обидчиком.
Фото: ufa.vibirai.ru
Возвращаясь к тенденциям, стоит добавить, что член жюри Павел Руднев, прав. Очень сложно указывать пальцем на то, что ускользает от вербального, на то, что вербальное порождает. Эти пьесы нужно читать, смотреть. Ими – "нужно дышать ". Мы попытались сделать все, что в наших силах, мы выделили в них: исторический объем, иронию, поэтичность и вину, пронизывающую почти каждый текст. Об остальном говорить не должно, остальное должно "показывать ".