Все фото в материале автора.
Спектакль "Кроткая" режиссера-постановщика Виктора Крамера был представлен на сцене Малого театра на Ордынке в рамках III Зимнего международного фестиваля искусств Юрия Башмета в Москве. Сергей Гармаш исполнил главную роль в новой постановке. Спектакль сопровождался специально написанной музыкой Кузьмы Бодрова в исполнении Камерного ансамбля "Солисты Москвы" под управлением Юрия Башмета. В спектакле приняли участие студентки Высшего театрального училища им. М.С. Щепкина при Малом театре России. Художник по костюмам – Мария Утробина.
Монолог мужа, который пытается осмыслить самоубийство жены и "собрать свои мысли в точку", длится два длинных акта. Сергей Гармаш без единой паузы все это время держит внимание публики мощью своего мастерства. Психологически сложный, запутанный мыслями героя, находящегося в смятении и разговаривающего с самим собой, противоречивый по чувствам и логике текст Достоевского – достойный вызов актеру в моноспектакле. Сергею Гармашу принадлежала сама идея инсценировки, которую он долго вынашивал.
Режиссер-постановщик Виктор Крамер, он же сценограф, создал многозначную сценическую партитуру спектакля. Это комбинация технологически сложных декораций, живой музыки, видео-арта, саунд-дизайна и даже кукловодства. По признанию режиссера соединение отдельных частей, выразительных самих по себе, тем не менее, было трудным. Целое рождалось непросто.
Масштабные и разнофункциональные, беспрецедентные в существующем театральном опыте декорации беспрестанно работали внутри спектакля многоплановыми паттернами передвижений. Директор Малого театра Тамара Михайлова отметила, что цеха и постановочные службы театра выполнили заказ на высочайшем уровне, который требовала придумка режиссера.
Героиня Кроткая не присутствовала на сцене. Точнее, она была представлена шестью девушками, которые заполняли мизансцены собирательным образом жены и управляли куклами. Одна кукла изображала труп, к которому обращается муж. Уменьшенный размер куклы появился, когда героиня "проиграла" мужу и заболела, то есть была подавлена и раздавлена. После того, когда жена выбросилась из окна, на заднике сцены возник огромный манекен. Она вышла "победительницей" над мужем и своей жизнью.
Музыка Кузьмы Бодрова все время сопровождала рассуждения центрального персонажа Сергея Гармаша, создала образы-комментарии, являясь неотъемлемой частью действия. В финале спектакля Юрий Башмет, дирижирующий музыкальной партитурой, исполнил пронзительное соло на своем инструменте альте.
Подзаголовок спектакля гласит: "Фантастическая история о крахе одной идеальной системы". Сорокаоднолетний муж соорудил систему жизни, в которой должна была существовать его шестнадцатилетняя жена и тихо протекать их совместная жизнь. Все закончилось трагедией. И все-таки это опять про любовь. Федор Михайлович Достоевский, как всегда, препарирует человеческую душу, вытряхивает из нее все зло и добро. Этим серьезно озадачивались и все создатели нового спектакля.
По мнению Юрия Башмета, который совместно с Малым театром решил показать "Кроткую" на предстоящем своем фестивале в Сочи, феномен писателя заключается в том, что мы сегодня примеряем героев Достоевского на себя. Тамара Михайлова подтвердила, что новосочиненный театральный продукт Виктора Крамера, несмотря на всю сложность перевозки и монтировки сценографии, поедет в Сочи на XV Зимний международный фестиваль искусств. Директор театра также объявила о желании Малого театра сделать "Кроткую" репертуарным спектаклем, который будет перенесен на Основную историческую сцену.