Один вечер при свечах
6 ноября 2024
Рязанский театр драмы познакомит зрителей с "Непридуманными героями"
6 ноября 2024
Визуальные символы Дербента – плод граната…
6 ноября 2024
Душечка - раба любви
5 ноября 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

“Ширли Валентайн” в Театре Комедии им. Акимова

В роли Ширли – блистательная Елена Руфанова, которая с кошачьей грацией и неженской энергией держит зрителей в эмоциональном напряжении.

Фото: Театр Комедии им. Акимова
Фото: Театр Комедии им. Акимова

В петербургском театре Комедии, по-прежнему радующем зрителя высоким профессиональным уровнем классической режиссуры и школы актерской игры, очередная премьера. На этот раз – камерная. Это моноспектакль по пьесе английского драматурга Уилли Расселла “Ширли Валентайн” (киноманы со стажем могут вспомнить экранизацию Л. Гилберта 1989 года).

По сути – это бенефис блистательной Елены Руфановой.  За неимением камерной сцены, спектакль поставили (режиссер Анджей Бубень) прямо на основной сцене, которая вмещает интерьерную декорацию, саму актрису и зрителей, рассаженных небольшим амфитеатром. Премьера началась в 22.30 – театр осваивает новый формат общения со зрителем, рассчитанный то ли на искушенных театралов, то ли на публику, элитарную в современном звучании этого слова.
 
Главная героиня – сорокадвухлетняя домохозяйка, уставшая обслуживать свою семью, состоящую из скучного мужа Джо, который будет недоволен, если после трудовых будней не получит привычного мясного блюда, и выросших сына и дочери. Последние уже выпорхнули из этого уютного, но всем опостылевшего гнездышка. На протяжении двух с половиной часов зритель слушает эмоциональный монолог женщины, которая обращается то к стенке кухни, то к камушку, подобранному на берегу моря, с историей своей жизни, любви, разочарования. И надежды. Пока ее надежда скромна: наконец-то поехать в Грецию, пусть не с мужем, который не хочет выходить за пределы своего района, а с подругой-феминисткой. Но главное – в Грецию, в Грецию, к солнцу и морю. Почти как чеховские сестры о Москве, Ширли мечтает добраться до края руин и вечно залитых солнцем камней, о которых напоминают расставленные в интерьере ее кухонки антикоподобные архаические скульптуры (художник Елена Дмитракова).  

Фото: Театр Комедии им. Акимова
 
В темпераментном исполнении Елены Руфановой зритель узнает про жизнь ее героини, во всей трагикомичности человеческого бытия: бунтарка в школе, неоцененная ученица, влюбленная девушка и преданная мать, разочарованная и тоже неоцененная женщина. Но Ширли не скулит и не стонет, отнюдь. Жаря “в прямом эфире” картошку с яйцами (фарш она отдала псу, ставшему жертвой хозяев-веганов) она пылает то гневом, то сарказмом, а то и вызывает слезу у себя и у зрителя ностальгией по юности и – страстной жаждой перемен. Нет, это не “монологи вагины”, это вполне “приличная” история, хотя маркировка 18+ продиктована откровенностью личных признаний героини, только в 28 лет узнавшей, что такое клитор. (Уморительный диалог с воображаемым мужем, прикрывшимся газеткой: “Джо, ты знаешь, что такое клитор? – А? Пожалуй, форд-мондео будет помощней” - пересказ мой, М.Ф.). Вообще, спектакль – это вневременное повествование о любви и жизни женщины, хотя отсылка к концу ХХ века звучит и в теме сексуальной революции, раскрепостившей женские тела, и в упоминании героев “Гарри Поттера”, но еще до эпохи тотального интернета и мобильных телефонов.

Фото: Театр Комедии им. Акимова
 
Ширли цитирует свою подружку-феминистку, все-таки взявшую билеты на двоих в Грецию, и ее замечательная метафора вынесена на программку спектакля: “Брак – это как ситуация на Ближнем Востоке. Никакого решения не существует. Слегка смещаешь акценты, сдаешь позиции здесь, захватываешь там, сталкиваешься с обострением конфликтов… Но большую часть времени ходишь с опущенной головой, блюдешь комендантский час и надеешься, что перемирие еще продлится”.  Кто жил на свете и бывал замужем, наверное, согласится с такой формулировкой обычного, неидеального брака, т.е. – каждого первого брака. Но это не чисто “женский” спектакль. Энергия и сила духа Ширли способны захватить и мужскую аудиторию (не говоря уж о женском очаровании актрисы).

Елена Руфанова с кошачьей грацией и неженской энергией держит зрителей в эмоциональном напряжении и сопереживании ее героине. При том, что Ширли не кокетничает, не жеманится, а говорит прямо и временам грубовато. Она не интеллектуалка, но умна и – главное – наделена живой душой. То, что Ширли остается женщиной, не потерявшей душу в рутине ежедневной семейной кабалы, предопределяет развитие событий в спектакле и его неожиданный финал. Не будем спойлерить и портить впечатление потенциальным зрителям этого оригинального для наших подмостков спектакля. Скажем одно – Ширли, по мужу Брэдфорд, в девичестве Валентайн, вас точно не разочарует. Встретит ли она новую любовь и новую жизнь или сумеет преобразить и оживить старую – она в любом случае останется самой собой. Просто Ширли Валентайн.
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "ТЕАТР"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Один вечер при свечах
Энергия удивления
Рязанский театр драмы познакомит зрителей с "Непридуманными героями"

В Москве

Культура и искусство будущего на симпозиуме "Создавая будущее": программа и эксперты
Международный симпозиум "Создавая будущее": искусство и культура будущего
Выставка "Передвижники": новая глава в Третьяковской галерее на Кадашёвской набережной
Новости театров ВСЕ НОВОСТИ ТЕАТРОВ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть