Красота из преисподней: "Влюблённый дьявол"
16 февраля 2019
"Любимовка" в большом городе
15 февраля 2019
Торжество нормы. Кевин Костнер
15 февраля 2019
Здравствуй, Сочи: XII Зимний международный фестиваль искусств Юрия Башмета на старте
15 февраля 2019

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

Спектакль "Ваня Датский" в Московском театре теней

В Московском детском театре теней представили премьеру кукольного спектакля "Ваня Датский" по сказу Бориса Шергина

Фото: Алексей Ерохин
Фото: Алексей Ерохин

Режиссёр Наталья Лебедева представила на сцене театра сказ Бориса Шергина "У Архангельского города", который имеет фольклорные корни и содержит черты бытовой сказки. Борис Шергин жил в Архангельске, с детства был знаком с культурой Поморья, мать познакомила его с поэтическим миром Русского Севера.

Спектакль — сочетание театра теней, кукольного театра и игры актеров. Декорации и куклы сделаны главным художником театра, лауреатом "Золотой Маски" Виктором Платоновым.

Действие сказочного спектакля разворачивается в Архангельске, на морском берегу. Мы видим миниатюрный город с настоящим светом в окошках и порт с макетами кораблей.

Громко зазывает покупателей вдова Аграфена (Лариса Волкова), предлагая им пирожки и блинчики. Ее маленький сын, Ваня (Максим Клюев), бегает к морю и мечтает о путешествиях на кораблях. Отец Вани погиб в море, и Аграфена не хочет отпускать сына в плавание.

Фото: Алексей Ерохин

Она собирается обучить его своему ремеслу – продавать пирожки и блинчики. Но к берегу причаливает датское судно, и капитан зовёт Ваню с собой. Сын тайком убегает на иностранное судно, которое отчаливает от российского берега. Корабль с белыми парусами, который появляется на сцене, плавно парит и над зрительным залом.

Словно с берега зрители наблюдают морские путешествия Вани, видят, как на другом краю земли у него появляется жена-датчанка – Эльза (Ирина Нохрина), а потом и три сына — Степан, Герц и младший — Джордж. Их крошечные фигурки-марионетки находятся словно в синеве морского тумана, на полупрозрачном экране: это визуальный приём, традиционный для театра теней, к которому прибегает режиссёр.

А Аграфена по-прежнему продаёт пирожки на побережье. Она вспоминает сына и верит, что Ваня жив – несмотря на то, что окружающие утверждают, что он давно погиб. Аграфена, её лоток и всё то, что связано с Архангельском — на переднем плане: объёмные куклы, дома, корабли.

Приёмы театра теней, прохладные оттенки, тёмные силуэты создают эффект отдалённости происходящего на сцене действия, а приёмы кукольного театра и "тёплое" освещение, наоборот, приближают действие к зрителю. Таким образом в спектакле удачно передано расстояние: всё то, что происходит за границей, далеко и затушёвано, а архангельский берег чёток и близок. 

Фото: Алексей Ерохин

Сердце Вани слышит зов родных берегов и матери, которая ждёт и верит в его возвращение.

Не выдержав, он возвращается в Архангельск и останавливается в трактире, тайком наблюдая, как мать по-прежнему ходит по берегу и продаёт пирожки и блины. Зрителям видны лишь тени Вани за столом трактира — он скрывается от материнских глаз, так как пообещал жене не встречаться с матерью.

И на второй и третий год приезжает Ваня, не открываясь матери, но потихоньку оставляя на ее лотке деньги, благодаря чему Аграфена в конце концов догадывается, что сын вернулся. Самая волнительная и трогательная сцена в спектакле — это встреча матери и сына после 23-летней разлуки.

Ване приходится опять уехать к своей жене и детям, но он обещает матери — на следующий год приплывёт со старшим сыном Стефаном.
Все три сына Вани — Стефан, Герц и Джордж, которых отец по очереди привозит к Аграфене, не хотят больше возвращаться в Данию, а остаются в Архангельске. Аграфена "русифицирует" их имена — Стёпушка, Егор и Гоша. В конце концов, Ваня привозит из Дании и жену, и вся семья навсегда остаётся в России. Красочная, увлекательная, яркая история с колоритом поморской жизни предстает перед зрителями.



Борис Шергин написал сказ "У Архангельского города" уникальным литературно-поэтическим языком. В этом произведении, собранном из шести архангельских старин, задействованы народные песни, цитаты, пословицы, которые передают лиричность фольклорного сюжета. И таким образом в спектакле передана атмосфера русской народной сказки.  
Поделиться:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ О ТЕАТРЕ

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

О культуре в Москве

Красота из преисподней: "Влюблённый дьявол"
"Любимовка" в большом городе
Моцарт. Пушкин. Грёзы. Праздник музыки в Московской консерватории
Песни о земле и небе: концерты месяца
Хрустальные иллюзии — Марк Розовский поставил "Стеклянный зверинец" Теннеси Уильямса
Новости театра
ВСЕ НОВОСТИ ТЕАТРА
Вы добавили спецпроект в Избранное! Просмотреть все избранные спецпроекты можно в Личном кабинете. Закрыть