Фото Пресс-служба фестиваля ВИДЕТЬ МУЗЫКУ
Гости из Барнаула в этом году привезли на фестивальный смотр свою сентябрьскую премьеру 2022 года - музыкальный спектакль "Хан Алтай" композитора Евгении Терёхиной. Другой мюзикл этого же автора "Ползунов" уже побывал на "ВИДЕТЬ МУЗЫКУ" в 2017 году. Оба спектакля обращаются к темам, связанным с родным алтайским краем. Инженер Иван Ползунов - уроженец Алтая, его гордость. Сам Алтай, его уникальная природа, этнокультурное наследие - гордость его жителей. Мюзикл "Хан Алтай" приурочен к 85-летию Алтайского края.
Представители Санкт-Петербурга, режиссёр Василий Заржецкий, хореограф Антон Дорофеев, художник Елена Вершинина, впервые сотрудничали с Алтайской труппой. Музыкальный руководитель и дирижёр постановки - Денис Немирович-Данченко, хормейстер -Наталья Шабалина, художник по свету - Надежда Зуева.
Прекрасную легенду о слиянии рек Бия и Катунь, о рождении великой сибирской реки Обь рассказывает группе туристов проводник Сумер (Михаил Лямин). Великий дух Алтая пронизывает его напевный рассказ под аккомпанемент национального инструмента топшур. На горизонте поднимаются заснеженные пики гор, из которых восстают герои легенды - Хан Алтай, Кадын (Катунь), Бий, Батыр Сактырпай. Костюмы артистов балета и хора, изображающих духов гор, повторяют цвета бело-чёрного задника сцены. Ленточки дьялама, которые алтайцы повязывают на деревьях в знак подношения духам, присутствуют в одеждах массовки.
Конечно, эта одна из легенд коренных народов Алтая повествует о любви. С неё все и закрутилось в сюжете. Среди шести туристов были не очень счастливые супруги Виктория (Ксения Ильина) и Рустам (Сергей Автоманов), двое влюблённых Катя (Тамара Вильгельм) и Максим (Антон Попов) с некоторыми проблемами, Вера Карловна (з.а. РФ Зинаида Черных), которая в ссоре с сыном, и молодой француз Лука (Андрей Булгаков), чей прадед был родом из этих мест. Лука приехал сюда, потому что ему снился необъяснимый сон о семиголовом Дельбегене. Остальные путешественники предприняли поход в горы, чтобы отвлечься и перезагрузиться в своих отношениях.
Весь спектакль алтайские мифы и легенды в виде хореографических сопровождений развивающегося сюжета проступают сквозь сегодняшнюю жизнь туристов. Группа столкнётся с непредвиденными ситуациями, ребята вступят в драку с бандитами (Илья Зуев, Виталий Селюков), которые варварски взрывают горы ради белого нефрита, спасут геолога Ольгу (Юлия Башкатова). В критический момент Люка прозрит Хана Алтая (з.а. РФ Дмитрий Иванов) в белых одеждах, который предстанет его внутреннему взору на трёхглавой горе Белухе, и с помощью могущественного духа гор спасёт всех от взрыва.
Без лишнего пафоса, легко и понятно команда придумщиков спектакля донесла до зрителя очевидную мысль о любви к родным местам. Герои истории по окончании событий разрешают все проблемы, находят взаимопонимание. Этнокультурное наследие, которое воспевается в спектакле, влияет на современных людей, взявших на себя ответственность за бережное отношение к родному краю. Связь с предками, гордость за уникальность Алтайских гор, истинность национальных ценностей проходят красной линией от начала до конца. Московскому же зрителю вдвойне интересно было познакомиться с мифологией и традициями коренного населения.
Стиль музыки Евгении Терёхиной соблюдает принципы жанра мюзикла, музыкальные номера звучат не без приятности. На сцене ЦКИ "Меридиан" "Хан Алтай" прошёл в сопровождении оркестровой фонограммы. Солисты демонстрировали уверенный сценический ансамбль и убедительность созданных ими характеров.
Визуальное восприятие спектакля очень украшала работа с освещением. Доминирующая монохромная цветовая гамма контрастно вспыхивала алым рассветом, яркой луной, эффектно озаряя пики Алтайских гор на заднике декорации. Во время смены эпизодов тонкие лучи прожекторов направлялись в зал, на мгновенье ослепляя публику и меняя мизансцену. Иногда они прорезали пространство сцены с артистами, рифмуясь с лентами дьялама.
Современное и сказочно мифическое наполнение спектакля гостей из Барнаула создало своеобразный контекст мюзикла "Хан Алтай", жанра который часто любит соединять реальность и мистику. Порадовал подход алтайцев к выбору национальных особенностей тематики, которая транслирует пристальное внимание современников к своему родному и близкому.