"Ночь в Лиссабоне", или Учимся жить красиво
3 июля 2025
Выпускной концерт в "Геликон-опере"
3 июля 2025
Виртуальный театр представляет премьеры новых эпизодов: «Бардо Тхёдол, или Бабушка, ты ведь умерла» и «Справедливая утопия мёртвых»
2 июля 2025
Звонче жаворонка пение: в Казани завершился фестиваль флейты-пикколо
2 июля 2025

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

Темные воды в темном "Лесу"

Специально для "Ревизора.ru".

Все фото: сайт Театра имени Маяковского.
Все фото: сайт Театра имени Маяковского.

Спектакль "Лес" Егора Перегудова в Театре имени Маяковского (Перегудов здесь главный режиссер) – это эффектное, дорогое зрелище, настоящий театральный блокбастер. Одна из заметных премьер текущего сезона, хотя и получившая неоднозначную критику.

Немаленькая основная сцена Маяковки представляет из себя бассейн с водой, кажущейся совершенно черной. Глубина ниже колена, но есть и глубокие места – в них герои топятся. А еще плавают на бревнах (лес же все-таки), эффектно, с каскадом брызг, падают ниц, обливаются водой или просто в задумчивости по ней бродят – причем у женских персонажей, одетых более-менее по традициям конца позапрошлого века, длинные подолы неизменно мокры.  (Говорят, достается брызг и зрителям партера; до амфитеатра не долетает).



Вообще, сценическое пространство, не раз трансформирующееся во время трехчасового предстввления, обустроено разнообразно и броско (впечатляющая, заслуживающая быть отмеченной работа известного мастера Владимира Арефьева, с позапрошлого года ставшего и главным художником Маяковки).

Понятно, откуда взялась вода: из диалога бедной воспитанницы Аксюши (Кира Насонова) с незадачливым возлюбленным Петром (Илья Никулин):

"Аксюша И все мне вода представляется.

Петр. Какая вода?

Аксюша. Да вот что, милый ты мой, все меня в воду тянет.

Петр. Ой, что ты, перестань!

Аксюша. Гуляю по саду, а сама все на озеро поглядываю. Уж я нарочно подальше от него хожу, а так меня и тянет, хоть взглянуть; а увижу издали, вода-то между дерев мелькнет, — так меня вдруг точно сила какая ухватит, да так и несет к нему. Так бы с разбегу и бросилась".



Ну вот, собственно, эта темная вода из ее обиженной души вылилась и разлилась по сцене. Да еще и лес, который, по Островскому, тоже малоприятное место. Так что  негатив на негатив обеспечили трактовке Перегудова изрядную депрессивность. Здесь размышления Аксюши и Несчастливцева о тяге к самоубийству звучат выпукло и подробно. Положительных героев, пожалуй, нет и вовсе – тот подлец, этот выжига, помещица Гурмыжская (уверенно сыгранная Анной Ардовой) – вообще чудовище какое-то. Что представители "стороны оседлых", что персонажи со стороны "путешествующих", актеров Счастливцева (Сергей Удовик) и Несчастливцева (Вячеслав Ковалев) одинаково малоприятны. Ну, или слабы – несчастны, это уж как посмотреть. Счастливцев, натурально, предстает просто алкоголиком и фанфароном, вторая сторона его "двоемирия" (существование на сцене в роли аристократов и героев, искупающая никчемное бытие) совершенно затушевана. А уж когда в конце первого действия публика его символически закидывает гнилыми помидорами – совсем грустной кажется судьба актерская.

Романтический пафос Островского – при всех недостатках актеры как люди искусства лучше, чем купцы, помещики, мещане – здесь как-то совсем теряется. Отчего перегудовский "Лес" приобретает черты некой экзистенциальной драмы,  какого-то Стриндберга. Это, повторю, и эффектно, и красиво, но несколько странно. Ну и довершает дело финальное самоубийство  Счастливцева, причем неясно, то ли от потери денег, то ли от белой горячки, то ли от мировой тоски…

К слову сказать – со всеми "технологическими" аспектами спектакля дело отлично, но ближе к концу все же становится скучновато. Что, вообще, для этой живой, энергичной пьесы странно. Нельзя в связи с этим не отметить отдельных сцен, сделанных с эксцентрикой и энергией (прежде всего, сцены с деньгами) – но в целом покидаешь зал в грусти и печали.



Вспоминаются "Леса" более-менее недавних дней – что серебренниковский в МХТ (с Дмитрием Назаровым, потом Сергеем Чонишвили и Авангардом Леонтьевым в роли актерской пары), что крамеровский в МХАТ (с Андреем Мерзликиным и Григорием Саятвиндой в тех же ролях). Перегудовская версия не менее интересна. Но после тех представлений настроение-то поднималось, а после этого – ровно наоборот…
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "ТЕАТР"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Итоги театрального сезона 2024 – 2025
"Ночь в Лиссабоне", или Учимся жить красиво
Виртуальный театр представляет премьеры новых эпизодов: «Бардо Тхёдол, или Бабушка, ты ведь умерла» и «Справедливая утопия мёртвых»

В Москве

"Не бойся — проживи!". Концерт актрисы "Московского театра поэтов" Арины Чекановой.
Герой или подонок?
День воссоединения Крыма с Россией: как празднуют 11-ю годовщину
Новости театров
Бывший актер театра "Сфера" Алексей Новицкий умер за пять дней до 76 лет
2 июля 18:15
Всероссийский культурно-патриотический проект «Бал Победы» состоялся в Театре Российской Армии
1 июля 22:17
В Театре на Юго-Западе с большим успехом прошел концерт в поддержку ветеранов боевых действий.
1 июля 18:27
Детская программа фестиваля "Театральный бульвар" откроется спектаклем "Вафельное сердце"
1 июля 15:36
Евгений Князев удостоен ордена "За заслуги перед Отечеством" III степени
30 июня 18:36
В Москве труппа из Бразилии представит спектакль «Брас Кубас» по роману Машаду де Ассиса
30 июня 2:40
Театры из Москвы и Петербурга выступят на фестивале «Балтийские сезоны» в Калининграде
30 июня 2:12
«Мариинка» отметит 115-летие мировой премьеры балета «Шехеразада» Михаила Фокина
30 июня 1:02
Михаил Мишустин поздравил Волковский театр с 275-летием
29 июня 21:02
ВСЕ НОВОСТИ ТЕАТРОВ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть