"Поэт в России – больше, чем поэт": классика приобретает новое звучание
18 апреля 2024
"Я сладко усыплён моим воображеньем..."
18 апреля 2024
Василий Каменский: поэт, футурист и авиатор
17 апреля 2024
"Мизантроп и я". Жан-Батист Мольер. РАМТ, Маленькая сцена. Режиссер Екатерина Половцева.
17 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

В нижегородском театре драмы состоялась пресс-конференция по случаю премьеры спектакля "Тарас Бульба"

Журналистам удалось увидеть и репетиционные моменты

Фото: Елизавета Высоцкая
Фото: Елизавета Высоцкая

-Батька! Где ты? Слышишь ли ты? - Слышу, сынку, слышу!!! Именно на этой сцене журналистов пустили в зал "подсмотреть" последние приготовления к спектаклю. Действие идёт за действием, иногда режиссер Олег Липовецкий прерывает игру актеров, вносит коррективы, дает пояснения. Рядом с ним в первых рядах сидит художник по свету Тарас Михалевский и тоже помогает довести общую картину до идеала.

В зале приглушают свет. Сергей Блохин, который играет в спектакле главного героя Тараса Бульбу, спускается по декорациям, говорит свой текст, а на фоне девушка звонким, как ручеек, голоском что-то поет, отдаленно напоминающее украинские мотивы. Гаснет свет. Через минуту на сцену выходят все актеры постановки, играет музыка Александра Улаева, а режиссер объявляет об окончании репетиции. Всем спасибо, все свободны. Занавес!

Общение с группой создателей спектакля продолжилось на пресс-конференции в фойе театра. Самый первый и, наверное, самый главный вопрос, который волновал публику: почему поставили Гоголя и почему выбрали повесть  «Тарас Бульба»?!

Фото: Елизавета Высоцкая

Режиссер-постановщик Олег Липовецкий:

"А почему сейчас все побежали ставить Салтыкова-Щедрина, Гоголя, потому время сейчас такое, что темы актуальны. Весь Гоголь сейчас актуален. Его сатира, философия, лирика. История развивается по спирали, и мы находимся в таком витке, словно текст повести написан снова про нас. По материалу возник какой-то консенсус в театре: есть труппа, которая может сыграть, есть директор, которых хочет этот спектакль, есть художник, который может сделать декорации и есть режиссер, который может это поставить".

По данным театральной статистики произведение "Тарас Бульба" наименее популярное к постановке. Но за последние несколько лет учреждения искусства проявили к нему интерес. "Из зала" был вопрос о событиях на Украине и связано ли это как-то с новым спектаклем. Еще во время самых первых репетиций, режиссер говорил, что намерен поставить антивоенный спектакль и на пресс-конференции Олег Блохин (играет Тараса Бульбу) и режиссер Олег Липовецкий заверили прессу, что спектакль совсем не политический.

Фото: Елизавета Высоцкая

Блохин Сергей Валерьевич (Тарас Бульба):
"Не было такого желания что-то с чем-то связать. Поэтому у нас нет ни шаровар, ни мазанок. Казаки — это ведь не украинцы. А постановка тяжелая. Не думаю, что многие из вас перечитывали Гоголя после школы. Но сейчас в осознанном и зрелом возрасте понимаешь, что тебя не тому учили, и читал о другом. Войной пропитано очень много. Но война во всех проявлениях — в горе, счастье, красоте". 

Так о чем же тогда спектакль?! Из небольшого отрывка репетиции и так ясно, что постановка современная, далека от политики. Классический сюжет произведения: история отцов и детей, история любви, верности Родине. Отец Тарас Бульба — хороший, Андрий — предатель. Ведь так было в школе?!

Фото: Елизавета Высоцкая

Но как утверждает режиссер, перечитав Гоголя сегодня, понимаешь, произведение о расколе в семье между людьми разных эпох. Если вдуматься в слова Андрия (по книге) и не считать его предателем, то в какой-то степени он прав. Ведь Тарас рассматривает Родину в общем смысле, а для Андрия Отчизна это его любимая женщина, он хочет ее защищать. И кто тут прав?!

Режиссер-постановщик Олег Липовецкий:

"Это спектакль-раскол. Казаки "раскалываются" между собой, наша сценография сделана как раскол. И наша труппа в каком-то смысле раскололась. Каждый остается при своем мнении, каждый сам для себя найдет ответ на вопрос".

К слову, о сценографии. Художник спектакля Яков Каждан уже не первый раз сотрудничает с Олегом Липовецким. Они вместе ставили спектакли в других театрах. Самая нашумевшая постановка "Мертвые души" в Лесосибирском театре "Поиск", за которую тандем был номинирован на премию "Золотая маска". 

Художник-постановщик Яков Каждан:
"Мне никогда не нравилось это произведение. Я считаю, оно сложное и сейчас. Поэтому, когда мне предложили поработать над спектаклем, у меня была попытка не приближаться к заявленным темам, было исследование в области искусства. Это опасно переносить на сегодняшний день вещи, которые были написаны в 19 веке и имеют художественную значимость, больше чем социальную. Был образ расколотой и вздымающейся земли, которая не выдерживает всех событий. Это такое условное решение сценографии, не обозначающее никакие пространства. Людям, которые будут сидеть на балконе, повезет больше всего. Там лучше всего видно наше "условное" решение".


Фото: Елизавета Высоцкая

Спектакль "Тарас Бульба" в Нижегородском драматическом театре им. Горького ставит "Золотомасочная команда". Все баталии, которые покажут в рамках спектакля, ставила хореограф лауреат всероссийских и международных конкурсов молодых хореографов Ольга Васильева. Во время пресс-конференции Ольга была в Лондоне на международном фестивале, но режиссер заверил, она обязательно прилетит на премьерный показ.

Режиссер-постановщик Олег Липовецкий:

"В спектакле много пластики. На Ольге все батальные сцены. Мало просто сыграть великую битву. Способности хореографа позволяют справиться с тем количеством актеров, которые задействованы в спектакле. И вы это обязательно увидите". 

Сложнее всего пришлось заслуженному артисту РФ Сергею Блохину, который играет главного героя гоголевской повести. На репетиции было видно, насколько тяжело передать "правду" и чувства такого сильного героя, как Тарас Бульба. Душераздирающие крики, честный взгляд в зрительный зал, словно актер не играет, а живет в этой "шкуре". Как рассказал Сергей Блохин, непросто быть адвокатом своей роли:  

"Как сыграть убийство сына?! Ну, как сыграть?! Как устроить поминки по Остапу?! Да, сложно! Я еще не вжился в роль. Новая форма, сложный образ. Работая над ролью, всегда привносишь что-то свое. Я пытаюсь изо всех сил. Но работать очень интересно. Олег дает новые решения, которые я раньше не применял. Очень интересная сценография, совсем нет реквизита. Я еще так удивился "Как нет реквизита?". Вообще ничего! Хотя в спектакле много бытовых сцен. Все благодаря необычному решению декораций".

Нижегородцев  ждет необычный спектакль. Он совсем не похож на классические театральные постановки. Минимум декораций, минимум реквизита, а главное— полное отсутствие границ между актерами и зрителями в зале. Как говорит режиссер, зритель должен почувствовать, что он не посторонний наблюдатель, а так же герой, он тоже должен совершать выбор или чувствовать отсутствие выбора, которые передает актер. На театральных подмостках это называется "брехтовский прием". Зрительный зал включают в действие,  происходит падение так называемой "четвертой стены", которая производит "эффект отчуждения" между зрителем и актером.

Режиссер-постановщик Олег Липовецкий:

"Мы вставили в спектакль такую сцену, где зритель обязательно почувствует, что это про него. Что на месте тех людей, может быть каждый из нас. Вы в театр пришли не просто поговорить по телефону и посмотреть в смартфон. Мне нужно, чтобы зритель чувствовал, что он здесь, что он есть".

Возможно, на первый взгляд название спектакля "Тарас Бульба" покажется скучным, многие подумаю о знакомом литературном произведении в классическом прочтении. Но это не так! Не стоит забывать слова режиссера об актуальности Гоголя. Олег Липовецкий был номинирован на "Золотую маску" не просто за постановку спектакля, а за свежий взгляд, за новшества, которые он привносит в действия и игру актеров. И логично, что на премьере спектакля ждут не только заядлых театралов, но и молодую аудиторию.

Блохин Сергей Валерьевич (Тарас Бульба):

"Какого зрителя мы ждем?! Хочется привлечь любого зрителя. Для театра новый формат будет непривычный".
 

Премьера спектакля состоится 21 марта в Нижегородском государственном театре драмы им. М. Горького.
Возрастное ограничение 12+

Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "ТЕАТР"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

"Поэт в России – больше, чем поэт": классика приобретает новое звучание
Александр Тарасов: "Пушкин наше, но не всё".
"Я сладко усыплён моим воображеньем..."

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости театров ВСЕ НОВОСТИ ТЕАТРОВ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть