"Толковая стрелкотня"
21 мая 2025
ПФКИ объявил о старте юбилейного 15-го грантового конкурса
21 мая 2025
III Фестиваль электроакустической импровизации "Импросхема". Программа мероприятий.
21 мая 2025
Координационный комитет ПФКИ подвел итоги 14 "волны" грантовых конкурсов
21 мая 2025

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

Вечная история любви: “Жизель” возвращается на нижегородскую сцену

Знаменитый балет Адольфа Шарля Адана “Жизель” после 20-летнего перерыва вновь вернулся на нижегородскую сцену.

Фото: Надежда Кей
Фото: Надежда Кей

Возрождая легендарную постановку, заслуженный артист РСФСР Юрий Ветров своей главной задачей ставил сохранение традиций и классического наследия, но при этом стремился сделать спектакль более динамичным, чтобы он отвечал веяниям времени и требованиям современного зрителя. Премьера состоялась в Нижегородском государственном академическом театре оперы и балета имена А. С. Пушкина 24 марта.

Впервые балет был поставлен в Нижнем Новгороде – в те времена еще Горьком – в 1959 году, и публика принимала его очень тепло. Затем “Жизель” возвращалась на сцену в 1967 и 1984 годах. За основу постановщики брали классическую редакцию, которую осуществил знаменитый балетмейстер Мариус Петипа для Мариинского театра. Последняя постановка на нижегородской сцене шла до середины 1990-х годов. Нынешняя версия стала четвертой.

“Жизель” - один из бриллиантов в короне мирового балета, - говорит московский балетмейстер-постановщик Юрий Ветров. – Но сохранить его удалось только благодаря России. Когда спектакль впервые был поставлен в 1841 году во Франции, спустя 15 лет он был снят с репертуара и незаслуженно забыт. В российских же театрах он шел всегда. Когда спектакль привезли в Париж, французы заново открыли его для себя. Этот момент говорит о том, что нельзя забывать свою историю.”

В то же время, по словам Ветрова, каждый спектакль живет на сцене со своими исполнителями, своим постановщиком и своей публикой, а когда эпоха уходит, требуется другая интерпретация, так как появляется новое поколение зрителей.


Фото: Надежда Кей

“Мы понимаем, что театр – это не музей, где можно поставить артефакт, который будет стоять сотни лет. Спектакли надо адаптировать к сегодняшней публике, так как время стало другим,
- продолжает балетмейстер. – Вместе с тем, нельзя допустить, чтобы наше наследие было утрачено, ведь мы передаем его следующим поколениям. “Жизель” - это вечный спектакль, который не укладывается ни в какие временные рамки. Сюжет о любви, предательстве и человеческих пороках всегда будет актуален. И я думаю, что эта постановка не последняя. Балет не должен уходить из репертуара театра. Для артистов это своего рода мастер-класс: они учатся на этом спектакле. Сегодня во многих театрах существует тенденция сделать то, чего не было у других. Но я по возможности старался сохранить все, как это было. В то же время, спектакль стал динамичнее.”

Преемственность поколений ощущается и в том, что партия графа Альберта вновь досталась солисту балета Александру Лысову, который уже выходил на сцену в этом образе 20 лет назад в предыдущей постановке.

“Кардинальных различий между этими двумя постановками нет, только в мизансценах, а сам сюжет остался без изменений, - отмечает Александр. – Несмотря на то, что мой персонаж – лукавый мужчина, который играет с девушками и заводит интрижки, мне интересна сама драматургия, эмоции и переживания. Особенно я это смог прочувствовать во втором акте.
Партию Жизели исполняет Татьяна Кайнова, известная нижегородской публике по ролям Маши в “Щелкунчике”, принцессы Авроры в “Спящей красавице” и Белоснежки в одноименном балете Хачатуряна.

Фото: Надежда Кей

“Моя героиня – это девушка, ожидающая чуда и ищущая новых эмоций,
- так видит образ Жизели Татьяна. – Она верит в сказку, которая в итоге обернулась разочарованием и ложью.”

Балетмейстер также подчеркнул, что сегодня ритм спектакля стал близок и понятен каждому. Это выразилось, в том числе в эмоциональных решениях.

“Балет – один из самых консервативных видов искусства, но именно благодаря этим жестким рамкам он сохранился, - считает Юрий Ветров. – С труппой нижегородского театра оперы и балета я уже работал: ранее ставил здесь “Лебединое озеро”. Я вижу, что артисты не просто механически исполняют свои партии, а понимают, и чувствуют, что нужно делать, и это очень важно.”  

Художественное оформление спектакля продиктовано самим сюжетом. Так как действие происходит во время сбора винограда, декорации выполнены в красках осени – золоте, охре и багряных тонах. Над ними работал заслуженный художник Чувашской республики Валентин Федоров. Ранее он оформлял в нижегородском театре оперы и балета спектакли “Истории любви” и “Штраус. Жизнь артиста”. Он же придумал и костюмы персонажей.


Фото: Надежда Кей

“Мне хотелось создать прозрачный, нежный, красивый спектакль, - рассказывает Валентин Федоров. – “Жизель” - один из немногих классических балетов, имеющих свою партитуру. Когда я работал над спектаклем, опирался на произведения французских художников XVIIIXIX веков. А поскольку во втором акте появляются виллисы - девушки-духи, которые парят над сценой, я должен был им в этом помочь. Хотя сама техника танца дошла до того, что такое стало возможным, это было достаточно сложно, а как все получилось, оценит зритель.”


Фото: Надежда Кей

По словам художника, он старался избегать революционных новаций, которых не должно быть в классическом балете. Тем не менее, он представил свое видение оформления спектакля.

“Во втором акте появляется одиноко стоящее сухое дерево, которое символизирует в декорациях образ самой Жизели – девушки, иссохшей от любви, - говорит Федоров. – Также использовалась аппликация и традиционные для пространственного ландшафтного театра технологии. Здешние мастера постарались воплотить мои идеи. Кроме того, мне хотелось показать контраст между двумя актами. Первый – некий гимн жизни, второй – полная противоположность ему. Если говорить о костюмах, то наиболее интересно мне было работать над образом Альберта. Несмотря на свое знатное происхождение, в первом акте он носит народную одежду. Мне хотелось решить соединение этих двух ипостасей.”


Фото: Надежда Кей

По мнению членов художественного совета, принимавших спектакль накануне премьеры, балет поставлен в настоящей академической манере “чистой классики”, он получился одухотворенным и очень тонким. В театре уверены, что новая постановка, как и предыдущие, будет иметь успех.
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "ТЕАТР"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

"Толковая стрелкотня"
ПФКИ объявил о старте юбилейного 15-го грантового конкурса
III Фестиваль электроакустической импровизации "Импросхема". Программа мероприятий.

В Москве

Герой или подонок?
День воссоединения Крыма с Россией: как празднуют 11-ю годовщину
"Свет остается". О творческой встрече с поэтом Еленой Янушевской в Доме Лосева.
Новости театров ВСЕ НОВОСТИ ТЕАТРОВ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть