На REALIST WEB FEST победила "Дочь Коммуниста"
2 августа 2021
Минздрав разрешил лечение за счет пациентов. Это зло или благо?
2 августа 2021
Начал работу проект Союза писателей Москвы “От сердца к сердцу, от разума к разуму” для молодых писателей
2 августа 2021
Русский ПЕН-центр принимает работы на соискание Международной молодежной премии "Восхождение"
2 августа 2021

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

5 ноября 2019 10:22

"Золотая Маска - 2020" : номинанты российской провинции

Как мы уже сообщали, российская национальная премия и фестиваль " Золотая Маска" объявили своих номинантов, которые в марте-апреле будущего года сразятся в Москве за престижные награды.

Фото: ru.wikinews.org
Фото: ru.wikinews.org

Всего в списке спектаклей, претендующих на звание лучшего, 22 названия, в том числе — 9 в номинации спектакль большой формы, 13 — малой. В списке номинантов фигурирует 7 московских и столько же питерских спектаклей. Театры остальных городов России значатся в 8 номинациях. Сегодня в нашем обзоре речь пойдет о некоторых провинциальных постановках.

Знаменитого "Дракона"  Евгения Шварца привезет на фестиваль Омский драматический театр. Поставил его режиссер Марат Гацалов, известный театралам по ряду постановок в разных города страны. М. Гацалов — лауерат премии " Золотая маска"  2013 года за спектакль " Август: графство Осейдж"  Т. Леттса в новосибирском театре " Глобус" . Руководил Новой сценой в Александринском театре Санкт-Петербурга, был художественным руководителем Русского театра в Эстонии в г. Таллинне.

Сцена из спектакля "Дракон" Омского драматического театра. Фото: Омский государственный академический театр драмы

В качестве художника в работе над "Драконом"  приняла участие Вера Макаренко. Хотя надо отметить, что в нынешнем ее спектакле декорации полностью отсутствуют, изобразительное решение состоит в том, что сцена и лица актеров освещаются шахтерскими фонариками, закрепленными на головах персонажей. Многие сцены играются в зрительном зале, подчеркивая актуальность произведения Е. Шварца для каждого человека. Пересказывать известный сюжет не имеет смысла: даже те, кто не читал пьесу, видели ее киноверсию, снятую Марком Захаровым в 1988 году со звездами Театра Ленком в главных ролях. Режиссер Марат Гацалов считает, что коллизии пьесы и ее основной посыл связаны с его личными переживаниями. Пьеса и спектакль - о недопустимости любой тирании, о том, что появлению новых драконов своим непротивлением и безразличием способствуют сами люди. Ответственный за музыкальную партитуру композитор Сергей Невский считает ее в этом спектакле " второй сценографией" . Необычен выбор актеров на главные роли. В частности, роль рыцаря-освободителя Ланцелота играет немолодой артист Олег Теплоухов, не отличающийся выдающимися внешними данными, высоким ростом и крепким телосложением. Его герой — это архетип любого маленького человека, на хрупкие плечи которого ложится на первый взгляд непосильная задача. Кстати, "Дракон"  Омского театра — это самый         "свежий"  спектакль, включенный в программу "Золотой Маски", его премьера состоялась 29 июня нынешнего года.

Сцена из спектакля "Ревизор" Псковского театра драмы. Фото: Псковский театр драмы им. А. С. Пушкина

Неожиданного и даже скандального гоголевского "Ревизора"  покажет Псковский театр драмы имени А.С. Пушкина. Спектакль поставил тоже варяг — питерский режиссер Петр Шерешевский. Он, как и М. Гацалов, хорошо известен продвинутым театралам своеобразными постановками в российских и зарубежных театрах. Действие великой комедии Н.В. Гоголя в псковском театре перенесено в наши дни: герои носят современную одежду, мафиозного вида vip-чиновники собираются за накрытым столом у городничего, поют песни Б. Окуджавы, декламируют стихи А. Ахматовой. Кроме того, режиссер в определенной степени переделал текст комедии, добавив в него немало от себя. В его спектакле есть электронные средства коммуникации со зрителями и даже телешоу. И все бы ничего, но Шерешевский решил сдобрить спектакль, как пишут некоторые СМИ,   "густым эротизмом" . С этой целью он раздел догола Хлестакова, который ничтоже сумняшеся занимается на сцене любовью с дочерью городничего Марьей Антоновной. Некоторые зрители, журналисты и общественные организации расценили это как порнографию, назвали распущенностью и вакханалией, обратившись с жалобой губернатору и в надзорные органы. Но многих артистов зрители хвалят. Москвичам и гостям столицы в апреле предстоит самим оценить художественный уровень псковского номинанта.

Сцена из спектакля "Ревизор" Псковского театра драмы. Фото: Псковский театр драмы им. А. С. Пушкина

Зрителям "Золотой Маски"  предстоит увидеть спектакль еще одного известного питерского режиссера, поставленный на провинциальной сцене. Это "Пермские боги"  Дмитрия Волкострелова — копродукция Пермского Театра-Театра и Пермской государственной художественной галереи, в которой, как, наверное, знают многие, выставлена потрясающая коллекция деревянной скульптуры XVII-XIX веков. Это в основном деревянные фигуры Христа, весьма необычные и не похожие на привычные иконописные изображения Сына Божия. " Моделями"  для скульпторов послужили крестьяне, жившие в Пермском крае почти триста лет назад. К деревянным скульптурам Христа люди того времени относились не как к божественным изображениям, а очень по-земному. Они даже шили своим " идолам"  обувь и одежду, чтобы согреть их. И просили у них самых земных благ: хорошей погоды, урожая, материального благополучия в семье.

Сцена из спектакля "Пермские боги" Пермского Театра-Театра и Пермской государственной художественной галереи. Фото: Пермский Театр-Театр

Режиссер вместе со столь же знаменитым художником Ксенией Перетрухиной решили создать спектакль-исследование, эссе, посвященное связи времен: нынешних и прошлых. Интересно, что люди, которые захотят увидеть спектакль дважды, во второй раз могут увидеть совершенно иной его вариант. У постановщиков и актеров их всего шесть. В день спектакля кто-то из зрителей вытаскивает бумажку, на которой определен тот или иной вариант, а, значит, — порядок мизансцен и изложения текста. На спектакле, как считают видевшие его зрители, человек может очутиться в ином пространстве и времени, получить опыт духовного очищения. Участники спектакля — пермские актеры — называют своё действо по-разному: одни — спектаклем-медитацией, другие — спектаклем-любовью, третьи — просто " предметом искусства" , который не обязан развлекать. Другие считают, что спектакль учит бережно и внимательно относиться к каждому мгновению жизни. В спектакле не предусмотрены диалоги артистов, они общаются через игру на камертонах, пение и чтение текстов. Причем, эти тексты произносятся ими одновременно. Эксперты называют этот спектакль одной из самых спорных постановок прошлого сезона.

Самый дальний от центра в географическом смысле театр – Сахалинский Международный театральный центр им. А.П. Чехова (Чехов-центр) – покажет на "Золотой Маске"  "Грозу"  А.Н. Островского. Поставил спектакль также молодой режиссёр Александр Созонов – выпускник курса Кирилла Серебренникова в Школе-студии МХАТ, создавший в Ижевске молодёжный театр " ГОСТ" , а также Пражский Театр " Студия-Кси" , первый русскоязычный театр в Чехии. Понятно, что молодой продвинутый режиссер по определению не мог поставить классический спектакль, сохраняя в неприкосновенности текст великого русского драматурга. Для того, чтобы потом ретрограды не объявили его " ревизионистом" , он придумал новый жанр, назвав его "сказкой по мотивам одноименной пьесы А.Н. Островского". Правда, сказка эта перенесена аж в 2159 год, т.е. в год 300-летия написания драматургом своего произведения. Поэтому спектакль, как и некоторые описанные выше, будет " высокотехнологичным" . Причем, режиссер вместе с художником Алиной Алимовой решили, что действие должно происходить на обломках старой советской ГЭС. Кроме того художник придумала интересную урбанистическую сценографию и нетривиальные костюмы. Как водится, в спектакле противопоставлены мощная, злая, статная, еще вполне молодая Кабаниха (актриса Наталья Красилова) и тоненькая как тростиночка, немного не от мира сего, но страстная Катерина (Алла Кохан). Кроме известной семейной истории зрителей также ждет грядущая катастрофа города Калинова и даже митинг политически активных россиян 23 века.

Сцена из спектакля "Пермские боги" Пермского Театра-Театра и Пермской государственной художественной галереи. Фото: Пермский Театр-Театр

Из отзывов зрителей на этот спектакль:

"Я ничего столь же сильного, захватывающего в театре ещё не видела" .

"Для кого-то некоторые моменты спектакля, конечно, будут чересчур, и, возможно, затронут темы, на который наш народ не особо любит говорить, но лично я под огромным впечатлением!"

По материалам СМИ

Золотая Маска - 2020. Часть вторая
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "ТЕАТР"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

На REALIST WEB FEST победила "Дочь Коммуниста"
Минздрав разрешил лечение за счет пациентов. Это зло или благо?
Начал работу проект Союза писателей Москвы “От сердца к сердцу, от разума к разуму” для молодых писателей

В Москве

Искусство движущихся картинок Федерико Феллини
Продолжение культового сериала "Секс в большом городе"
Бунтарь новой волны
Новости театров ВСЕ НОВОСТИ ТЕАТРОВ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть