Святочные рассказы Н.С. Лескова, увиденные Сергеем Любаевым
23 января 2019
День студента: афиша мероприятий Москвы
22 января 2019
"Цветение времени" — 24 цикла китайского календарного года в Израиле
22 января 2019
Китай движется вперёд
22 января 2019

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

16 апреля 2018 18:52

"Золотая маска": лучшее в музыкальном театре по версии жюри

Церемония награждения лауреатов Национальной театральной премии "Золотая Маска" прошла на Новой сцене Большого театра.

Фото: vsedela.ru
Фото: vsedela.ru

Итоги двадцать четвертого фестиваля "Маски", в музыкальном театре оценивала профессиональная команда во главе с дирижером Павлом Бубельниковым.

Церемония была срежиссирована в футуристическом стиле, с танцорами-роботами, с задником, на котором плыли летательные аппараты диковинных конструкций, и с ироническими разговорами о том, как будет выглядеть театр и его направления у далеких потомков. Во вступительном слове директор "Золотой Маски" Мария Ревякина напомнила, что главная задача фестиваля — "объединять людей и театры". Независимо от того, столичный ли это театр или театр в провинциальном райцентре. Невозможно не упомянуть о том, что, начиная со слов директора, выразившей надежду на скорое и справедливое решение дела "Седьмой студии", в продолжение всего вчера победители фестиваля, получая награды, не раз говорили о солидарности с Кириллом Серебренниковым, Софьей Апфельбаум и Алексеем Малобродским. В номинации "лучшая работа режиссера в опере" жюри признало лучшей работой режиссуру Серебренникова в спектакле "Чаадский". Это опера по мотивам грибоедовского "Горя от ума", но в современных реалиях. 

Сцена из спектакля "Чаадский". Фото: Антон Дубровский

Основные номинации в разделе "Музыкальный театр" — это, согласно уставу "Маски", опера, балет, современный танец и оперетта – мюзикл. Внутри этих больших "номинаций" есть "малые": лучшие роли, лучшие режиссеры, сценографы и т д. Повторяющийся из года в год фестивальный сюжет — горячие споры театральной общественности о том, что на "Маске" достойно награды. Решение любого жюри (впрочем, как и выбор любого экспертного совета, который составляет для жюри список номинантов) подвергается пристрастной оценке, в том числе и в соцсетях. В принципе – если спорщики соблюдают вежливость — так и должно быть.

И на этот раз споры начались сразу после начала, когда награждали победителей в оперетте и мюзикле. Хотя в этой номинации распределение наград очень порадовало. Лидером стал спектакль московского Театра на Таганке "Суини Тодд, маньяк-цирюльник с Флит-стрит", искрометно поставленный Алексеем Франдетти. Он же получил приз и за лучшую работу режиссера, а создатель российской версии образа британского маньяка Петр Маркин — за лучшую мужскую роль. В другом конкурсном спектакле Франдетти – "Микадо, или город Титипу" жюри отметило Анастасию Ермолаеву (лучшая женская роль), которая в этой оперетте-комиксе а-ля Япония сыграла сатирическую героиню по имени Ям- Ям. Хороший спектакль "Безымянная звезда" Новосибирского музыкального театра был отмечен двумя наградами — за лучшую роль второго плана (Евгения Огнева) и работу дирижера (Александр Новиков).

Анастасия Ермолаева. Фото: Геннадий Авраменко

Если с мюзиклом на "Маске" автору этих строк все понятно, то в балете есть вопросы. Когда Анастасия Сташкевич получила маску за партию в балете Большого театра "Клетка", вопросов, правда, не возникло, хотя конкуренция у балерин-номинанток была серьезной. Ее трактовка персонажа (Новенькая в диком племени амазонок) предполагающая эффект сходства с “нескладным молодым жеребенком, который вот-вот превратится в чистопородного коня”, пленила многих еще на премьере. И неожиданная награда за лучшую мужскую роль не вызывает сомнений: ее взял Нурбек Батулла из Казани, за танец в современном балете "Зов начала", посвященном татарскому языку и его драматической истории. Награда тем более правильная, что, по странному положению Устава "Маски", частные номинации в балете и современном танце слиты в одну графу, в результате чего классические танцовщики в глазах жюри почти всегда затмевали коллег из мира иной пластики.

Нурбек Батулла. Фото: Геннадий Авраменко

Премия за работу балетного дирижера, наоборот, вполне предсказуема: ее получил Теодор Курентзис — за "Золушку" в Пермском оперном театре. В Пермь ушла и награда лучшему хореографу: им назначен Алексей Мирошниченко - за ту же "Золушку", где многоплановое действие перенесено из сказки Перро в советскую реальность. Что касается премий за лучший спектакль в балете и в современном танце, то один приз уедет в Екатеринбург ("Имаго-ловушка" Татьяны Багановой и труппы "Провинциальные танцы"), а другой (за балет "Сюита в белом") останется в Московском музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко. И тут загвоздка. Сам балет, родом из Франции, поставлен много лет назад, и награждать его сейчас — смешно, да и Устав фестиваля такого не позволяет. Значит, наградили за исполнение, хотя тонкости французского стиля трудолюбивым артистам Музыкального театра, если честно, еще искать и искать. Никто не против поощрения усилий и расширения возможностей. И все рады за театр. Но почему тогда не наградили "Клетку" — такой же "русифицированный" пересказ старого американского балета? "Вторую деталь" Форсайта в том же Музыкальном театре? Или стильную реконструкцию старины в "Наяде и рыбаке" в Екатеринбурге?

Сцена из спектакля "Золушка". Фото: Антон Завьялов

Оперные номинации этого года высоки качеством и обильны достойными кандидатами на награды. Представим, как трудно было жюри выбирать из например, певиц, одна прекрасней другой. Что Елена Стихина и Лариса Гоголевская в "Саломее" Мариинского театра, что Елена Михайленко в "Турандот" театра "Геликон-опера", что Анна Нетребко в "Манон Леско" Большого театра. Но всех переиграла екатеринбургская певица Надежда Бабинцева с партией Лизы в антивоенной опере "Пассажирка". Это решение посрамило скептиков, заранее предсказывавших победу оперной дивы. Впрочем, Нетребко тоже получила награду — один из двух специальных призов жюри, вместе с мужем, певцом Юсифом Эйвазовым — "За уникальный творческий дуэт".

Сцена из спектакля "Пассажирка". Фото: Сергей Гутник

Та же ситуация в мужской номинации: очень трудно выбирать из когорты достойных солистов. В одном лишь спектакле Большого театра "Билли Бадд" на награду были номинированы три великолепных певца. Премию в итоге получил Евгений Ставинский — за партию Мефистофеля в "Фаусте" театра "Новая опера". А "Билли Бад" в постановке режиссера Дэвида Олдена отмечен как лучший спектакль (плюс лучшая работа сценографа — Пола Стейнберга), что совершенно справедливо: это на редкость значительное, по всем параметрам, произведение.

Сцена из спектакля "Билли Бадд". Фото: Дамир Юсупов

Награда не отменяет достоинств других постановок-номинантов, таких, как новаторский "Cantos" в пермском театре оперы и балета, где призом отмечена композиторская работа Алексея Сюмака, а спецприз жюри дан спектаклю за "художественную целостность и создание новой музыкальной формы ансамблем авторов и исполнителей". Или яркая "Родина электричества" (по Андрею Платонову) в Воронеже и стильная "Турандот" в "Геликон-опере". Просто приз — один, а хороших спектаклей – много. Конкурс оперных дирижеров тоже поставил подобную проблему, и тут она еще острее: без награды остались несколько достойных дирижерских трактовок, а приз достался крепкой работе Оливера фон Дохнаньи – за "Пассажирку" Моисея Вайнберга в Екатеринбурге.

Оливер фон Дохнаньи. Фото: Геннадий Авраменко 

Как бы то ни было, решения жюри подвели итог интересному театральному сезону, в котором было что посмотреть и о чем поспорить. Главное, что российский театр, как сказала Мария Ревякина, несмотря ни на что, развивается не как "услуга" населению и не как вид развлечения. Это — в лучших своих проявлениях — территория свободного поиска, ведущего к познанию. "Маска" призвана отслеживать "общий культурный контекст". Быть "отражением времени". Как и должно быть в национальной театральной премии.

О фестивале "Золотая Маска" также читайте здесь: 

"Золотая Маска" в кинотеатрах России
"Золотая Маска" приготовила программу для зарубежных гостей
"Золотая Маска-2018": Драма.Путеводитель
 
Поделиться:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ О ТЕАТРЕ

ДРУГИЕ СТАТЬИ

НОВОСТИ

О культуре в Москве

Святочные рассказы Н.С. Лескова, увиденные Сергеем Любаевым
День студента: афиша мероприятий Москвы
Творческие планы МХАТа им. А. М. Горького: традиции и развитие
Один день в Макондо. Спектакль на весь день
Симфонические драмы: концерты оркестра из Татарстана в Москве
Новости театра
Вручение премии Владимира Высоцкого "Своя колея" впервые покажут в прямом эфире
21 января 18:54
На сцене Вахтанговского театра – премьера спектакля "Суббота, воскресенье, понедельник" в постановке итальянского режиссера Луки де Фуско
21 января 13:30
25 января торжественно откроется историческая сцена театра "Школа современной пьесы"
18 января 17:04
Молодые режиссёры представят в Александринском театре свои спектакли
17 января 19:49
Пермский театр оперы и балета допустил нарушения в работе
17 января 12:36
Сегодня исполняется 156 лет со дня рождения Константина Станиславского
17 января 12:05
При комитете Государственной думы по культуре будет работать Общественный совет
16 января 0:23
Фестиваль "Путешествие в Рождество" занял рекордное место по посещаемости
15 января 18:46
В Театре Московского Дворца Молодёжи в сотый раз покажут комедию "...ШОУ ПОШЛО НЕ ТАК"
15 января 16:30
Вручение премии Владимира Высоцкого "Своя колея" впервые покажут в прямом эфире
21 января 18:54
На сцене Вахтанговского театра – премьера спектакля "Суббота, воскресенье, понедельник" в постановке итальянского режиссера Луки де Фуско
21 января 13:30
25 января торжественно откроется историческая сцена театра "Школа современной пьесы"
18 января 17:04
Молодые режиссёры представят в Александринском театре свои спектакли
17 января 19:49
Пермский театр оперы и балета допустил нарушения в работе
17 января 12:36
Сегодня исполняется 156 лет со дня рождения Константина Станиславского
17 января 12:05
При комитете Государственной думы по культуре будет работать Общественный совет
16 января 0:23
Фестиваль "Путешествие в Рождество" занял рекордное место по посещаемости
15 января 18:46
В Театре Московского Дворца Молодёжи в сотый раз покажут комедию "...ШОУ ПОШЛО НЕ ТАК"
15 января 16:30
ВСЕ НОВОСТИ ТЕАТРА
Вы добавили спецпроект в Избранное! Просмотреть все избранные спецпроекты можно в Личном кабинете. Закрыть