За довольно непродолжительное время (меньше часа) участники разговора затронули важные темы, касающиеся не только спектакля “Конфеты”, созданного по рассказам Саши Денисовой, и современной драматургии, но и такого явления, как “женская” драматургия.
Георгий Долмазян признаётся, что столкновение с новой драматургией – всегда волнительно. Гораздо легче взять и поставить, например, “Три сестры”, “Анну Каренину”, “Войну и мир”, потому что другой подход к тому материалу. Тем более эти произведения уже заняли свои места в истории, Чехов, Толстой, Достоевский, Набоков, Гоголь – наш классический золотой фонд. Но ведь и они были когда-то современными драматургами, представляли новую драму своего времени.
Сложно говорить о сегодняшнем дне, поднимая сегодняшние вопросы, проблемы и показывая их сегодняшним людям. Но в театре должно звучать то, что происходит здесь и сейчас. Нельзя находиться в отрыве от настоящего, поэтому театр обязан держать нить с новой драмой.
Георгий Долмазян. Фото: http://people-on-plate.ru/1867/
Возможно, раньше, когда господствовала мужская литература, словосочетание “женщина-драматург” звучало иронично. Но сейчас у нас есть Людмила Петрушевская – классик современной драматургии (1970-е), правда, после неё на долгие годы (вплоть до 2000-х), если говорить о “женской” драматургии, воцаряется тишина, которую нарушает в 1994-1996 годах Ольга Мухина пьесой “Таня - Таня”, поставленной на сцене Мастерской П. Фоменко.
По словам Долмазяна, для такого академического театра это был настоящий эксперимент, увенчавшийся успехом. Захотелось узнать, кто автор, кто этот гениальный человек, познакомиться с другими произведениями нашей современницы (найти что-то для своего театра).
И тут совершенно случайно режиссёр встречается с Сашей Денисовой, которая сама пришла на его репетицию спектакля “Аттракцион” (по роману Михаила Шишкина “Взятие Измаила”). Сначала завязывается дружба, только потом Георгий читает рассказы Денисовой, понимая: “Вот действительно что-то новое, живое, настоящее”. Было решено поставить спектакль по её произведениям.
Слог Ольги Мухиной отличается поэтичностью, певучестью, лиричностью. Это же есть и у Саши. Стоит отметить, что драматургию называют “женской” не из-за принадлежности автора к дамскому сословию, а из-за особого мира произведения. Смеяться и танцевать вопреки жизненным невзгодам – так по-женски, считает Георгий, добавляя, что работать над спектаклем ему как мужчине было нетрудно: правдивость, искренность текста ощущал благодаря своей труппе, большая часть которой – девушки, да и талант, по его мнению, выходит за рамки гендера.
Были проблемы другого плана: как подавать современное произведение. Полностью ли отражать действительность (разговор, внешний вид) или стоит разделять реальную жизнь и то, что выносится на сцену.
Спектакль “Конфеты” по рассказам Саши Денисовой во многом автобиографичен. Имя Денисовой в театральных кругах стало известно в 2010-е годы. Закончив филологический факультет Киевского университета, Саша приезжает в Москву, устраивается в журнал “Русский репортёр”, где ведёт колонку, очень тонко и с большой иронией рассуждая на совершенно разные темы.
Её рассказы замечает арт-директор Центра имени Вс. Мейерхольда Елена Ковальская, которая и предлагает Денисовой писать пьесы. Работы молодого драматурга печатают в журнале “Новый мир”, успешно ставят в разных театрах (Театр.doc, в Театре им. В. Маяковского она является штатным драматургом, а в Центре Мейерхольда – шеф-драматургом). За пять лет пребывания в Москве ею стремительно пройден путь от мечты до успеха, от неизвестности приезжей девушки до признания в российской столице.
Спектакль, поставленный в театре МОСТ, о тридцатилетних, но тридцать лет им было в 2010-е. То есть ближе всего он зрителям, которым сейчас около сорока. Этот контингент отмечал реалистичность действия. Но и двадцатилетние зрительницы, активно участвующие в дискуссии, говорили об актуальности пьесы, жизненности.
Проблемы, с которыми сталкиваются героини, не устарели, они знакомы многим, независимо от того, когда происходят события: в 2010-е или в 1980-е, или в 2030-е. Также интересно было наблюдать за изменениями нравов, хотя прошло совсем немного времени, но представительницы младших поколений сказали, что сейчас их ровесники более амбициозные, может быть, агрессивнее из-за стремления достичь своих целей, не замечая ничего и никого вокруг, упуская саму жизнь, её ценности.
Тут же возник вопрос о будущем спектакля: есть ли в планах постановщиков обратить внимание на шестидесятилетних, например? Георгий Долмазян раскрыл, что они с Сашей дали друг другу слово когда-нибудь поставить мужскую версию “Конфет”, потому что, к сожалению, нужно было убрать многие замечательные монологи потрясающих мужских персонажей, но они все сохранились в архивах театра, им точно дадут жизнь. Кстати, в следующий раз спектакль "Конфеты" можно будет увидеть на сцене театра 23 февраля.
Режиссёр театра МОСТ пообещал, что подобные встречи-беседы будут устраиваться регулярно, ему самому интересно послушать, как зрители интерпретируют его постановки, как воспринимаются эксперименты в них, потому что меняет он что-то в спектаклях постоянно, в поисках лучшего. Должен присутствовать элемент хулиганства в театре, свободы, но всё – ради зрителей. Театр не для зрителей – мёртвый театр.