"ДУБРОВСКИЙ" Александра Пушкина в театре "Сатирикон" (Дворец на Яузе). Режиссер Яков Ломкин.
25 апреля 2024
Мировая война. Из рукописи писательницы Анастасии Алексеевны Вербицкой.
24 апреля 2024
Испанские страсти. Спектакль "Севильский цирюльник".
24 апреля 2024
БАМ отмечает 50 лет
23 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

Море волнуется — раз...

8 июня на экраны выходит новый фильм Бориса Хлебникова "Снегирь".

Кадр из фильма "Снегирь". Фото предоставлено автором.
Кадр из фильма "Снегирь". Фото предоставлено автором.

Лет тридцать назад это кино назвали бы "производственной драмой". Потому что она вся о работе. О труде. Правда, не на фабрике или заводе, а на рыболовецком траулере. Согласитесь, тема не то что редкая, а вообще практически невозможная на сегодняшнем российском экране. А сейчас это кино точно отнесут к "фильму-катастрофе".

На первый взгляд так... Но только на первый.

Интересно, что возник проект на реальном опыте писателя Георгия Владимова, который в 1962 году свою творческую командировку на север, к рыбакам, "переоформил" в реальное плавание на рыболовном судне в качестве матроса. После нескольких месяцев плавания он сел писать роман о рыбаках под названием "Три минуты молчания" и закончил его через семь лет. Но в полном виде напечатать не смог. С большими цензурными сокращениями роман появился в трех номерах "Нового мира" в 1969 году.

И тут же автора обвинили во всех смертных грехах. А прежде всего - в очернении рыбацкой профессии, образа труженика моря и советского рыболовного флота в целом.Кстати, именно публикация романа окончательно решила судьбу и Александра Твардовского на посту главного редактора "Нового мира". Его ушли.

Именно этот полузапрещенный советский роман взяли за основу сценаристы Наталия Мещанинова и Борис Хлебников. Но только за основу. Потому как перенесли время действия в наши дни (смартфоны, колонки, джинсы) и назначили новых героев. Племя младое, юное представляют бодрые студенты мореходки юнги Максим (Олег Савостюк) и Никита (Макар Хлебников). Племя хорошо пожившее еще при советской власти — команда экипажа, сборище морских волков, которых в море гонит и желание заработать, и врожденный авантюризм.

Но в целом корабль "Снегирь" (какое говорящее название!) — вне времени, которое там застыло, как море в штиле. Волну гонят лишь эти два модных перца, которые пошли в море "по приколу". Особенно Никита, который не ест морковки и хочет отдыхать в Таиланде. Ребята ошиблись дверью в красивый мир и настоящая волна, штормовая, поставит все на свои места. И между ними — электрический заряда взаимного непониманипя и неприятия.

Ох, не зря, вступая на борт, Никита говорит: "Смерть моя!". Сначала мир матерых мужиков, идущих в море за длинным рублем, кое-как принимает чужаков, но потом исторгает из себя, как чужеродное тело. Только боцман Геннадий (Александр Робак), становится для них кем-то вроде опекуна. А вот вредный Юрец (Тимофей Трибунцев) в открытую измывается над интеллигентным Никитой, который раздражает всех своей неприспособленностью к матросскому труду, долгим принятием душа, а также неуместной морской болезнью. Словом, битва поколений в действии.

Как известно, Хлебников умеет работать с артистами. И здесь подобрал яркий актерский ансамбль. В картине, помимо Робака и Трибунцева, сочно лепят характеры Евгений Сытый (дед), Сергей Наседкин (кок). Весь экипаж - сбор архетипов, причем общающихся без мата, что уже чудо. Ведь морские волки им не ругаются, а разговаривают. Но ведь речь идет, по большому счету, о "педагогической поэме" — воспитании молодежи. Пусть и в экстремальных условиях. И зрители 14 плюс потянутся на такое кино, предположили продюсеры (компания "Глобус-фильм"). Тем более что чуткая камера Алишера Хамидходжаева просто творит чудеса. Особенно это видно в сцене шторма, виртуозно снятом оператором.

Напомним, что этим фильмом открылся в апреле ММКФ. Многие критики тогда увидели в нем некий символизм, намек на корабль-Россию, которую треплет шторм и которая все никак не уйдет на дно. Причем ухитряется спасти еще и чужих, что выглядит весьма символично. Не зря же проект снят при поддержке не только Минкульта, но и Романа Абрамовича...

Такая вроде большая метафора получилась. Но здесь интересней не большое, а малое. Двойное и тройное дно "Снегиря". Фильм-катастрофа превращается на глазах в психологическую драму, почти реальную трагедию, полную лицемерия и лжи. Причем если погода в фильме постоянно меняется — от штиля к шторму, то герои не меняются даже после страшных событий. Они как плавающие обломки империи, как это ржавое корыто, на котором пытаются заработать на хлеб и водку насущную.

Пьют, кстати, здесь все. Даже капитан за штурвалом. А о Боге даже в минуту смертельной опасности никто не вспоминает... Не до того... Какие там небеса, если люди не видят и не слышат друг друга...

По сути, перед нами документальное кино. Бытовая зарисовка того, в какое служебное существо превратился советский гражданин, которого за шкирку втащили в капитализм. Наглядная иллюстрация, что нынче человек человеку - волк. Пусть и морской.

Готовы вы смотреть в такое зеркало и пенять на …кого?
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "КИНО"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Ян Сибряев: "Нас учат не играть кого-то, а присвоить себе боль героев".
"ДУБРОВСКИЙ" Александра Пушкина в театре "Сатирикон" (Дворец на Яузе). Режиссер Яков Ломкин.
Ирина Герасимова: "Главная задача конкурса "Партитура" – открыть новые имена"

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости кино ВСЕ НОВОСТИ КИНО
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть