Фото: Кинокомпаниия Андрея Кончаловского
Конечно, наиболее страшным периодом ХХ века является Вторая мировая война, обнажившая человеческую натуру как с самых отвратительных, так и с наиболее прекрасных сторон. Немецкий философ Теодор Адорно задавался вопросом о том, можно ли писать стихи после Холокоста. Другими словами, имеет ли право человек претендовать на звание носителя каких-либо моральных императивов после того, как ужасно проявилась его натура.
Безусловно, заниматься искусством после всех ужасов, которые пережило человечество, необходимо. Тем более важно создавать произведения, которые позволяют публике прочувствовать и переосмыслить травматический опыт прошлого. Тем интересен новый фильм Андрея Кончаловского “Рай”, в котором показаны ужасы немецких концлагерей.
Фото: kinopoisk.ru
В фильме переплелись судьбы русской эмигрантки Ольги, участницы французского Сопротивления, укрывавшей в Париже еврейских детей, французского коллаборациониста Жюля и высокопоставленного офицера СС Хельмута. На экране сталкиваются три мира и три представления о рае: для Жюля рай – это мещанский быт, ради которого можно идти на компромиссы с совестью и работать на преступный режим. Рай Хельмута основан на догматике гитлеровской Германии, ради него можно забыть о человечности и совершать ужасные преступления. В свою очередь, Ольга понимает рай в традициях русской классики, где путь к освобождению лежит через страдания.
Сюжет фильма таков: Ольга в исполнении Юлии Высоцкой попадает на допрос к Жюлю. Она пытается наладить с ним контакт, чтобы остаться на свободе, но Жюля убивает полиция, а Ольга попадает в концлагерь. Там она встречает двух еврейских мальчиков – Яника и Данника, которых она прятала в Париже. Она пытается помочь детям, защищая их, находя для них еду. В концлагерь приезжает Хельмут с целью инспекции лагеря на предмет коррупции. Встретив Ольгу, он узнает в ней давнюю любовь: в начале 30-х в Италии у них был мимолетный роман.
Фото: Кинокомпаниия Андрея Кончаловского
В фильме ставится вопрос человечности. Хельмут, работающий на гитлеровский режим, показан рефлексирующим человеком, любителем творчества Чехова. Примечательно, что в последнее время в искусстве все чаще появляется образ офицера гитлеровской армии, который при этом является глубоким человеком. Достаточно вспомнить Максимилиана Ауэ - главного героя книги Джонатана Ауэ. Он тоже рассуждает о культуре и морали, совершая ужасные преступления.
Думается, что, вводя подобных персонажей, авторы не пытаются очеловечить нацистских преступников, а показывают, на какие страшные поступки может пойти человек, в принципе, не отличающийся от других. Памятуя о высказывании Жан-Поля Сартра: “Ад – это другие”, надо помнить и о том, какой ад заключен в любом из нас.
Фото: kinopoisk.ru
Андрей Кончаловский снял фильм “Рай” в черно-белом цвете. Он утверждает: “Мне кажется, показывать Холокост и концлагеря в цвете омерзительно. Это ложь. Это не то, что мы знаем. Мы ужасаемся изображениям, которые нельзя видеть в 3D, в широком формате, в цвете — нельзя потому, что они остались только на очень простых камерах. Сами факты были ужасающие. Я пытался найти факты и собрать их воедино”.
В фильме нет натуралистичных сцен насилия, однако ужасы, происходившие в концлагерях, переданы в нем достоверно. Кроме того, повествование фильма прерывается монологами главных персонажах, в котором они комментируют то, что с ними происходило.
Фото: Кинокомпаниия Андрея Кончаловского
Фильм “Рай” рассказывает о том, как остаться человеком в бесчеловечное время. Финал картины оставляет после себя тяжелое ощущение и заставляет задуматься о том, что может пережить человек и какой выбор он может сделать в невыносимых обстоятельствах.