Концерт Михаила Елизарова открыл программу мероприятий "Есенин Центра" в Рязани
1 сентября 2020
"Нос, или Заговор "не таких". "Кинотавр".
21 сентября 2020
Призраки Пятигорска. Часть 2. "Советские"
21 сентября 2020
"Плот Медузы" Павла Глухова как модель современного общества
20 сентября 2020

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

19 ноября 2018 19:49

Великий эксцентрик: к 25-летию со дня смерти Леонида Гайдая

Четверть века без Гайдая — знаменитого режиссёра, создателя таких шедевров, как "Бриллиантовая рука", "Иван Васильевич меняет профессию"

Фото: ogirk.ru
Фото: ogirk.ru

Так весело до Гайдая не снимал никто. После него тоже. И он сам, кстати, не всегда был ровным. Худым вот всегда был, а комедии снимал разные. Последние, как и первые, помнят пожалуй, лишь киноведы. Зато над теми, что были, так сказать, посередине, смеется уже четвертое поколение. И, судя по тому, что смех все такой же громкий – наверняка будет смеяться и пятое.

Говорят, что на какой-то вечеринке кто-то обмолвился, что мол "гайдай какой-то происходит". Могла ли быть наивысшая похвала  тому, который заставил смеяться всю страну и  открыл великую троицу (Трус, балбес, бывалый — Вицин, Никулин, Моргунов), чем стать "именем нарицательным"? Навряд ли. Ну а, впрочем, было это все на самом деле не про него. О скромности и застенчивости Леонида Иовича, на замысловатом отчестве которого запинались даже самые записные златоусты, на "Мосфильме" ходили легенды. Также как и об отчестве. Одни говорили, что он незаконнорожденный сын какого-то монаха, другие, что и вовсе раввина. Очень уж библейским было отчество у Леонида Гайдая – сына бывшего каторжанина и будущего гения советской кинорежиссуры.

По совету Ромма и Иова Исидоровича

Мальчик с библейским отчеством появился на свет божий на далеком Амуре. Там, где, как известно, и тучи ходят хмуро, и уссурийские тигры нет-нет, да и выбегают людей постращать, и жила семья Иова Исидоровича, которого в столь далекие края судьба забросила аж с самой Украины. школу, впрочем, Леонид Гайдай закончил уже в Иркутске (где сегодня кинотеатр "Художественный" носит имя режиссера), а после того, как героем-разведчиком (даром, что был он худеньким да щупленьким, а огневую вражескую точку уничтожил и трех фрицев положил) пришел с фронта и отслужил некоторое время актером в Иркутском драмтеатре, вскоре и вовсе перебрался в Москву.

Фото: zvon80.ucoz.ru

"И в кого у него это актерство?.." — удивлялся отец. – "Мы-то с Марией – обыкновенные железнодорожники. И лене это тоже ни к чему". И правильно, надо сказать, удивлялся. Не задалось у Гайдая во ВГИКе, куда он поступил, с актерством. Да и великий Михаил Ромм отсоветовал. "Присмотрись к юмористическому жанру" – был наказ маститого режиссера молодому студенту. Сказано – сделано. Гайдай и присмотрелся. Да не на свою ли только голову?.. Тут-то, ведь, все оно и началось.

Остаться в комедии. 

Первый же фильм, снятый Гайдаем – картина с опасным названием "Жених с того света", напрочь не прошла худсовет и была сокращена до короткометражки. А только что пришедшего в режиссуру Гайдая уже угрожали и вовсе отучить от "восьмого чуда света. Фильм, снятый им про КУКУ (кустовое управление курортными учреждениями) так пронзительно и откровенно бичевал советскую бюрократию, что она, решением министра культуры Николая Михайлова, разумеется, не дала "добро" на выход фильма в свет. Невзирая даже на участие в картине самого Ростислава Плятта.

Кадр из фильма "Жених с того света". Фото: yadoma.tv

Загладив вину съемками насквозь сервильного "Трижды воскресшего" и сняв "по-театральному" великолепных "Деловых людей" (по рассказам О`Генри), Гайдай, все еще находившийся в поиcке и на перепутье – кем стать? — довольно неожиданно выпускает две насквозь эксцентричные короткометражные комедии "Пес барбос и необычный кросс" и "Самогонщики". "Если эти фильмы будут иметь успех, то, значит, я что-то могу, значит, я занимаюсь не просто правильным делом, но еще и делом   с в о и м   – и тогда я остаюсь в комедийном репертуаре" — сказал себе тогда леонид Иович.

Кадр из фильма "Деловые люди". Фото: regnum.ru

Обе картины прошли "на ура". И Леонид Гайдай остался.

Аудитория – вся страна

По актерскому ремеслу режиссер Гайдай, однако, нешуточно тосковал, используя всякую возможность засветиться в кинокадре. И заметим, ему это удавалось. Хотя, конечно, никто (ну или почти никто) не знал, что вот этот кусок гипса в "Бриллиантовой руке" - на самом деле кусочек руки Леонида Иовича. Ему же было важнее всего, что знал об этом он сам. Ибо желание играть, лицедействовать – неистребимо…и его надо хотя бы время от времени удовлетворять. И так как Леонид Иович был человеком, как известно, скромным, то делал он это по-тихому. Зато уж шутки его героев безо всякого преувеличения становились известны на всю страну, попадали в словари и энциклопедии, проникая в общественный лексикон всех вокруг – от мала до велика. 

Кадр из фильма "Бриллиантовая рука". Фото: kinopad.club

"Операция Ы и другие приключения Шурика", "Кавказская пленница", в которой зритель снова встретился с обаятельным очкариком - героем Александра Демьяненко (образ которого был списан, бесспорно, с самого Леонида Гайдая), "Бриллиантовая рука" и "Иван Васильевич меняет профессию" стали вершинами творчества мастера, который к тому времени уже знал все без исключения тайны и секреты комедийного жанра и овладел всем арсеналом комедийных приемов. Гэги и трюки – "конек" Гайдая. Трюки подкупают любовь более молодой аудитории, гэги – более зрелой. На рубеже 60-х-70-х Гайдай находится в самом расцвете своего таланта а в ряду его лучших фильмов также достойны оказаться "Не может быть" и "12 стульев".

Кадр из фильма "12 стульев". Фото: fishki.net

Поют – все!

Музыка в фильмах Гайдая – это особь статья. Потому что музыку писал Александр Зацепин. А он с полуслова понимал, чего хочет демиург-режиссер. И рождались шлягеры, которые, говоря сегодняшним языком, возглавляли чарты не по несколько недель, а порой – и годами… И – рождались исполнители. Как, например, Аида Ведищева, что вытянула свой счастливый билет, благодаря закадровому участию в "Кавказской пленнице", где она очаровала ну буквально всех своей песенкой про белых медведей. Все-то думали, что поет красотка Варлей, а пела Ведищева – тоже, между прочим, ничего. А Варлей только танцевала. Твист. Да, Гайдаю дозволялась эдакая фронда. "Спортсменка, комсомолка, красавица", танцующая "музыку толстых", буржуазный твист. Но слишком уж весело было – так бог с ней, и с фрондой.

Кадр из фильма "Кавказская пленница". Фото: twitter.com

Гайдай остался абсолютно современным. Просто потому, что в его фильмах, рядом с эксцентрикой – всегда сатира. Живая сегодня, как и тогда. А, быть может, сегодня даже чуть живее.  
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "КИНО"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

"Нос, или Заговор "не таких". "Кинотавр".
Призраки Пятигорска. Часть 2. "Советские"
Как Елец принял "Актерский поезд"

В Москве

Программа 8-го Всероссийского фестиваля молодой режиссуры "Артмиграция"
"Дни военно-исторического кино": программа кинофестиваля
Книга как точка опоры: сформирована программа 33-й ММКЯ
Новости кино ВСЕ НОВОСТИ КИНО
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть