41-й сезон Андрея Гулидова
24 мая 2025
VIII Фестиваль "Лето. Музыка. Музей" отметит 80-летие Великой Победы
23 мая 2025
Выставка в Эрмитаже "Три нидерландские Мадонны" – гимн труду реставраторов
23 мая 2025
Лучшая советская валюта
23 мая 2025

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

3 апреля 2025 12:54

За что наградили "Мастера"?

Специально для "Ревизора.ru".

Кадры из фильма: kino-teatr.ru
Кадры из фильма: kino-teatr.ru

Недавний триумф фильма "Мастер и Маргарита" на вручении кинематографической премии "Ника" вызвал очень неоднозначную реакцию. Были те, кто этому успеху радовался – но раздавались и голоса недовольных не столько эстетической, сколько общественно-политической позицией создателей ленты. Впрочем, дискуссии о фильме велись и в момент его выхода.

А КТО ТРИУМФАТОР?

"Ника", кто не знает, официально зовется Национальной кинематографической премией. Пышно. Громко. Помогает в пиаре премии. Однако – и накладывает определенные обязательства, не правда ли?

Так вот: "Мастер и Маргарита" получил здесь сразу семь наград, обойдя конкурентов. Что называется, для любителя статистики перечислим:  лучшая работа художника по костюмам, лучшая работа художника-постановщика, лучшая работа звукорежиссера… И самое главное: лучшая операторская работа, лучшая женская роль, лучшая мужская роль, наконец – лучший фильм.

Известный деятель шоу-бизнеса с литературным уклоном Александр Цыпкин в своем ТГ-канале делился восторгом по поводу произошедшего (как и по поводу фильма вообще): "Всех поздравляю, но я бы еще добавил сценарий Романа Кантора. Все-таки дописать Булгакова и так, чтобы было незаметно - это уровень… Может быть, сценарист и режиссер улучшили роман, если так можно сказать. Потому что по прочтении "Мастера и Маргариты" у меня вопрос к Михаилу Афанасьевичу такой появился".  А к создателям фильма вопросов, значит, нет.



Да все равно задавать некому: Михаил Локшин, режиссер ленты, давно пребывает за рубежами России. Кинокомпания Mars Media, выпустившая "Мастера и Маргариту", даже опубликовала следующее заявление: "По окончании съемочного периода картины, осенью 2021 года, режиссер Михаил Локшин, закончив свои контрактные обязательства и финансовые взаимоотношения с продюсерскими компаниями, вернулся в США. Дальнейшая работа над проектом велась под контролем продюсеров фильма".

Надо полагать, это заявление связано с тем, что по соцсетям широко разошелся скрин поста Михаила Локшина, в котором он поддержал  понятно какую страну (не Россию же) и пожелал ей "победы в СВО". Запись появилась на его странице 24 февраля 2023-го, через год после начала специальной военной операции ВС РФ. Когда его высказывание привлекло внимание общественности, Михаил (конечно же) удалил публикацию.

Локшина потребовали привлечь к ответственности (многим доставалось и за меньшее), но дело как-то заглохло.



А сам Локшин в интервью британской газете The Times заявил, что поход в кино на его ленту "стал своего рода молчаливым протестом, способом выразить свое несогласие". Он рассказал, что в России сейчас проводятся "сталинские чистки художников и так далее".  А еще он заявил, что не может вернуться в Россию, поскольку что ему грозит арест, потому приедет в РФ, только если "сменится режим".

Вот, значит, за что у нас нынче вручают Национальные кинематографические премии. За "молчаливый протест". При этом, конечно же, деньги на фильм были получены из бюджета.

Можно, наверное, рассудить и так: вручение стольких призов "Мастеру" опровергает слова Локшина! Вот он позиции своей не скрывает, а ему награды дают! Плюрализм торжествует! Ну, кажется мне, в этой ситуации торжествует только сам господин Локшин.

Можно поиграть в слова – мол, мало ли что говорит режиссер… Надо на фильм смотреть…  Фильм за своего режиссера не отвечает…

Представляется, однако, что Локшин в процитированном интервью сказал вполне искреннюю глупость. Честно не понимая, почему люди на самом деле пошли в  кинотеатры и принялись обсуждать его, на самом деле, вполне посредственное творение, вроде бы по своим достоинствам такого внимания не заслуживающее.



КАК ПОПРАВИЛИ БУЛГАКОВА

Да, самое главное, что нужно понимать про "Мастера и Маргариту" – это совершенно обычный, дюжинный фильм, очень характерный для современного отечественного кинематографа, которому дьявольски повезло! (Не обошлось без пресловутой булгаковской магии точно).  Проблемы нашего кино как на ладони видны и в "Мастере". Тут и  катастрофические провалы в сценарии. Настоящий хаос и полная путаница; а в глаза тех, кто переписывал, "улучшал" булгаковские диалоги хотелось бы взглянуть особо. Как и в глаза тех, кто хвалит за такое улучшение творение сценариста Кантора.

И кстати, ударение в фамилии Могарыч на А доставляет отдельно! Видать, сценарист с режиссером такое русское слово не слышали никогда.

Тут и небрежное отношение к спецэффектам – смотрятся они  очень дешево и как-то неумело; а Бегемот вышел просто провально. Уж я не говорю про откровенно халтурно подрисованное к главной героине голое тело... И где пресловутый миллиардный бюджет? (Как не вспомнить шутку о том, что Локшин достиг главной мечты всех либеральных режиссеров – "освоить" побольше бюджетных средств). Возьмем наш фильм 2012 года "Шпион", где дело также происходит в альтернативной Москве 1930-х. Так там она нарисована на порядок лучше, реальнее. Это более 10 лет назад!



А уму непостижимый подбор актеров, который так понравился жюри "Ники"! Кажется, что в наше современное кино они попадают совсем не по профессиональным критериям...

Перечисленные проблемы есть практически у всех отечественных лент. Но главной бедой современного отечественного кино является все же полное бессилие  в деле создания сколько-нибудь значимых, важных для общества смыслов. И вот тут "Мастер", да, начинает отрываться от массы. Полагаю, что это единственное достоинство картины очень помогло ей в глазах "академиков". Даже усеченного, выжатого, улучшенного Кантором  псевдобулгакова хватило для придания картине некой "глубины" (повторю, у других и того не было).

Прикосновение к книге, в которой смыслов столько, что на сто лет вперед хватит, не просто спасло дело, но и  продвинуло его необычайно в глазах аудитории. Прошлогодняя дискуссия о "Мастере" во многом заменила отсутствующие общественно-политические дискуссии, став гениальным и абсолютно неожиданным для создателей фильма пиаром. Именно желание прикоснуться к чему-то большому, интересному, повело людей в кинотеатры (ну и отсутствие западных конкурентов, само собой). Каким бы ни было творение Локшина, это уж всяко не "Холоп-2" (который "Мастера" обошел-таки по сборам чуть не в 2 раза; кстати, надеюсь, государственные деньги вернулись в казну).



Я уверен, что такой успех стал неожиданностью и для создателей ленты. Думаю, они рассчитывали заработать честную копеечку сначала в стране, а потом и на Западе, где-то в задних рядах, на галерке линейки Нетфликса. Отсюда, кстати, и брутальные мотивы, тревожные закснайдеровские тона – западные зрители во все времена готовы были видеть Москву и Россию именно как таинственную обитель зла.

Думаю также, что г-н Локшин придал оппозиционный статус своей ленте задним числом. Нет тут никакой целенаправленной русофобии и антисоветчины – как нет никакой другой, кроме маркетинговой, идеологии (ну да и русофобия на Западе часть маркетинга).

ВЗАЙМЫ У БУЛГАКОВА

Конечно, когда "Ника" раздавала призы "Мастеру", жюри про Локшина все знало и понимало. Думаю, без фиги в кармане тут не обошлось (ну, наши мастера культуры к такому склонны неизменно).

Но не это главное. Как часто бывает, успех "Мастера и Маргариты" – и кассовый, и "никовский" – есть часть тоски по тому, чего нет. То есть, по кино, имеющему что сказать зрителю. Повторю еще раз: плохо у нас со смыслом высказывания. (Замечу в скобках, что и победные реляции по поводу роста сборов в отечественном кино преувеличены: число проданных билетов в России в минувшем году даже сократилось, а рост сборов – "заслуга" роста цен на кинобилеты).



Сами не можем придумать – так хоть у Булгакова займем. Хотя это не на займ больше похоже, а на взлом.

Но,  по большому счету, стоит ли так сетовать на искажения и "улучшения" классиков! Вспомним  Пушкина:

Мне не смешно, когда маляр негодный
Мне пачкает Мадонну Рафаэля,
Мне не смешно, когда фигляр презренный
Пародией бесчестит Алигьери.

Это, конечно, словно про Локшина и Кантора сказано. Но кто это сказал? Зануда и маньяк Сальери. Не будем ему уподобляться. Говорят, булгаковского романа продали под шумок больше, чем обычно. Ну, хоть на это нынешний "никоносец" сгодился.
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "КИНО"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

VIII Фестиваль "Лето. Музыка. Музей" отметит 80-летие Великой Победы
Выставка в Эрмитаже "Три нидерландские Мадонны" – гимн труду реставраторов
Лучшая советская валюта

В Москве

Герой или подонок?
День воссоединения Крыма с Россией: как празднуют 11-ю годовщину
"Свет остается". О творческой встрече с поэтом Еленой Янушевской в Доме Лосева.
Новости кино ВСЕ НОВОСТИ КИНО
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть