В основе альманаха лежит история человека, родившегося 1 августа 1914 года – для России это был первый день Первой мировой войны. Поздравить старика со столетним юбилеем приезжает его правнучка, а он рассказывает ей истории о войне.
Фильм состоит из восьми новелл, снятых в разных странах и раскрывающих эмоциональное восприятие бойни начала двадцатого века. Угольников дал слово почти всем основным странам-участницам: России, Сербии, Германии, Франции, Турции, Англии, США и Канаде.
В ленте затронуты ключевые моменты истории Первой мировой. Открывающая альманах история переносит зрителя на сербский фронт, где все ищут некоего Гаврилу. Уж не Гаврилу ли Принципа, который смертельно ранил эрц-герцога Франца Фердинанда и дал формальный повод для начала войны?..
В картине есть и эпизод о последнем глотке мира в Европе, погружающейся в пучину безумия – Рождественском перемирии. В декабре 1914 года французские и немецкие солдаты без команды неожиданно перестали стрелять, они поздравляли друг друга с праздником, обменивались подарками и даже делили общий стол.
Конечно, упомянули в фильме и о сражении в районе бельгийского городка Ипр. Здесь войска Германии впервые применили отравляющие газы, сперва хлор, а после – горчичный газ, названный впоследствии по месту применения "иприт".
По признанию Угольникова, решение создать картину о Первой мировой пришло к нему во время работы над "Брестской крепостью", посвященной одному из самых известных сражений Великой Отечественной. "Заинтересовавшись историей Второй мировой войны, мы поняли, что это продолжение Первой", - пояснил режиссёр картины.
Вообще в нашей стране долгое время говорить о Первой мировой войне было непринято. И даже мало кто вспомнит, что эту войну современники нарекли "Второй Отечественной", а в Европе до сих пор называют "Великой". В советской историографии её именовали презрительно "империалистической", то есть преследующей агрессивные цели. Не добавлял почета этой войне и выход России в 1917 году в результате сепаратного Брест-Литовского мира, лишившего наше государство колоссальных территорий.
В последнее время о "забытой войне" стали вспоминать чаще, в том числе, и в кинематографии. Среди последних громких премьер – "Солнечный удар" Никиты Михалкова, "Герой" Юрия Васильева с Димой Биланом. В этом же ряду ещё одна картина Игоря Угольникова "Батальон", рассказывающая о подвиге женского ударного батальона смерти Марии Бочкаревой в 1917 году.
Фильм "Батальон", по словам Угольникова, возник из новеллы, которую первоначально готовили как раз для сборника "WWI". "Однако так получается, что эта новелла выросла в большое кино, которое вышло в прошлом году", - пояснил Угольников. Разумеется, эпизод про батальон Бочкарёвой есть и в альманахе.
Канвой для всего повествования служит разговор деда с правнучкой, а своеобразным итогом – сон девушки, в котором парадная маска не скрывает истинного лица войны. Сперва она видится лишь бесконечным торжественным маршем солдат в эффектных мундирах. Под бравурную музыку войска идут в бой, блестят на солнце начищенные каски, сверкают штыки и клинки сабель, развеваются на ветру знамена. Однако вскоре война перемалывает людей. Бойцы оказываются в зловонных окопах. Психику расшатывают артобстрелы, которые могут длиться по несколько дней. Военных преследует постоянный голод, выматывают гнилое продовольствие, вши и крысы, холера и тиф, щемящая тоска и одиночество.
Война – это ад на земле. Эту простую мысль неустанно повторяют авторы картины в каждой из 105 минут альманаха. Война – не наступление под барабанный бой, не парады на завоеванных землях, а случайная гибель от осколка гранаты, ампутация рук и ног без наркоза. "Альманах задумывался как фильм-прощение, как фильм-покаяние, - говорит Угольников. - Очень хочется, чтобы наш посыл был услышан".
Что: фильм "Первая мировая война. WWI"
Режиссёр: Игорь Угольников
Премьера: 18 мая 2016 года
Продолжительность: 105 минут