Виктор Иванов и галерея его имени отметят парный юбилей
25 апреля 2024
Даёшь квалификацию искусству агитации!
25 апреля 2024
XXIV Международный театральный фестиваль "Мелиховская весна" откроется "Вишневым садом" Мотои Миура
25 апреля 2024
"ДУБРОВСКИЙ" Александра Пушкина в театре "Сатирикон" (Дворец на Яузе). Режиссер Яков Ломкин.
25 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

Мир и "Холодная война" режиссёра Павла Павликовского

Творческий путь режиссера пролег от эксцентричного документального кино до пронзительной чёрно-белой драмы.

Павел Павликовский получает "Оскар" за "Холодную войну". Фото: conversationsabouther.net
Павел Павликовский получает "Оскар" за "Холодную войну". Фото: conversationsabouther.net

Начав как документалист, 30 лет снимая документальное кино, Павел Павликовский, наконец, нашёл свою нишу в мировом кинематографе, раскрыв перед всем миром тонкость славянской души – в данном случае польской.

Уже дебютный художественный фильм Павликовского "Последнее пристанище" 2000 года принёс режиссёру престижную английскую премию BAFTA и право называться одним из лучших режиссёров Великобритании. Его последние чёрно-белые работы "Ида" (2013) и "Холодная война" (2018) покорили мировые кинофестивали. Но путь к этому итогу был извилист и даже алогичен.

Павел Павликовский родился в Варшаве в 1957 году, но прожил там всего лишь до четырнадцати лет: после семья эмигрировала в Великобританию. По настоянию матери (филолога и специалиста по австрийской словесности) Павликовский изучал литературу и философию, окончил Оксфорд. В Лондоне еще юный Павликовский ходил на кинопоказы, организованные British Council, но серьёзно увлёкся кинематографом только в 1987 году, когда ему было уже тридцать.

В тот год Павел попал в программу BBC для молодых кинодеятелей с заявкой документального фильма о католическом священнике польской церкви, который хотел воздвигнуть крест на горе в Ланкашире. С конца 1980-х Павликовский начал работать на телевидении и, как сам он говорил в интервью газете "The Guardian": "…я мог пробовать и ошибаться. У меня было поле для экспериментов и зарплата на ВВС".

Павел Павликовский. 
 
Решив продолжить работу в жанре документального кино, Павликовский снял в 1991 году одну из своих ранних работ – "Из Москвы в Петушки с Венедиктом Ерофеевым".  Он тогда с большим интересом смотрел на Россию, а документальная вариация книги Ерофеева помогла не только понять изнутри мир писателя-алкоголика, больного раком, но и дала почву для развития дальнейшего рассказа о России. BBC, кажется, стыдилось этой работы, что не помешало документальной ленте получить премию "Эмми". Во время работы над фильмом этнический поляк Павликовский впервые сотрудничал с польскими операторами. В последующие годы, как в сфере документального, так и игрового кино он довольно часто будет сотрудничать с польскими операторами и монтажёрами.

Карта "путешествия".
 
В 1992 году Павел Павликовский снова отправился в Россию. На этот раз для того, чтобы снять "Путешествие Достоевского" - Дмитрия Достоевского, правнука великого писателя и водителя трамвая в Санкт-Петербурге. Фильм получился ироничной повестью о том, как время меняет человека, имеющего столь знаменитого предка.

После "Достоевского" в том же году Павликовский поехал в Боснию, чтобы начать съёмки "Сербского эпоса". В этот раз перед ним стояла амбициозная задача снять фильм о войне без войны. Он справился с нею. В "Сербском эпосе" Павликовский говорит о Боснийской войне практически без изображения военных действий. Он раскрывает тему войны через почти средневековые ритуалы народа, предметы культа, возродившийся национализм. Если это и фильм о войне, то о многовековой войне, вернувшейся в Сербию и тревожащей национальные чувства. Павликовский в то время сказал в одном интервью: "Я бы хотел, чтобы мои фильмы были своего рода анти-журналистикой. Чтобы они говорили через героев, через образы, парадоксальные ситуации, чтобы они волновали и заставляли задуматься, а не упрощали темы".

Очередным рассказом о мрачном наследии СССР стал документальный фильм "Путешествие с Жириновским" 1995 года. Павел Павликовский снимал Жириновского в период предвыборной президентской кампании 1994 года. Он путешествовал вниз по Волге с политиком и его окружением. Павликовский старался уловить особенности русского политика, отстаивающего националистические идеи, и наиболее точно изобразить портрет России, разочаровавшейся в новой политической системе.

Кадр из фильма "Путешествие с Жириновским" (1995, П.Павликовский, Великобритания). Фото: tk-stl.ru
 
Сам Павел Павликовский никогда не думал, что настолько преуспеет в документальном кино. Переход от документалистики к художественному жанру не стал для него чем-то тяжелым, переломным. "Снимая фильмы, всегда создаешь мир с помощью фотографии, монтажа и звука, а большинство хороших картин так или иначе питаются реализмом", - сказал Павликовский в 2004 году. Прежде чем уйти из BBC, он снял короткометражный документальный фильм "Twockers". Плёнка с лентой целый год пролежала на полке, а после экспериментального запуска на BBC фильм стал культовым в Англии. 

Дебют Павликовского в качестве режиссера художественного "полного метра", "Последнее пристанище" 2000 года, отчасти автобиографичный, был достаточно хорошо принят экспертами и зрителями. Это история эмигрантки из России, которая приезжает в Великобританию вместе с ребёнком, чтобы просить политического убежища. После премии BAFTA и награды критиков на London Film Festival Павликовского стали называть новым талантом настоящего кино. Сам режиссёр относился к этому с иронией: "Это забавно, когда сорокалетнего человека называют новым талантом".

Тем не менее, режиссёр Павликовский открывает для себя новые горизонты кино. Вспоминая опыт документального кино, используя присущие ему особенности, Павликовский уходит в совершенно другое видение, использует абсолютно новые для себя, неочевидные и интригующие образы, отчасти таинственные и меланхоличные. Так, в 2004 году у него выходит фильм "Моё лето любви" по роману Хелен Кросс. История о связи двух девочек-подростков строится на недосказанности, хотя и полна очевидного эротизма.

Павликовский признался газете "The Telegraph": "У меня есть такая глупая амбиция снимать фильмы, отличающиеся от всех, созданных до меня, с собственной логикой, удерживающие внимание зрителя, но не позволяющие ему спустя 10 минут угадать, что случится дальше". И эта "глупая амбиция" стала в дальнейшем по-настоящему важным аспектом режиссёрской работы Павликовского, неотъемлемой частью его кинокартин.

Кадр из фильма "Моё лето любви".
После некоторого перерыва в работе, связанного с болезнью жены, Павел Павликовский вернулся в кино с неожиданным жанром – триллером. "Женщина из пятого округа" – история о писателе, ностальгичная и меланхоличная. Фильм быстро набрал популярность и вышел на польские экраны. Павликовский не хотел, чтобы его воспринимали как чересчур сентиментального и склонного к меланхолии режиссёра, но он ничего не мог с собой поделать: так он видел мир и так хотел показать его зрителям.
 
В 2010 году Павликовский начал работу над фильмом "Ида", ставшим в 2013 году самым успешным фестивальным хитом. Съёмки проходили в Польше, и режиссёр был счастлив, что может наконец-то провести время на родине. Действие фильма происходит в Польше 1960-х годов: это история молодой монахини Иды, которая узнаёт, что она еврейка, незадолго до принятия обета. Темы Холокоста, сталинского террора, вины Польши перед евреями – лишь фон личной истории героини. Для Павликовского этот фильм означал огромный шаг к идеальному, в его понимании, кино. С этого момента режиссер ушел в мир черно-белого кино - наследия Антониони и Феллини. Он обратился к действительно авторскому кино, особенному, амбициозному и трогательному.

Кадр из фильма "Ида".
 
Так, в 2018 году вышла драма "Холодная война", принёсшая Павлу Павликовскому Золотую Пальмовую Ветвь на Каннском кинофестивале за лучшую режиссуру. После триумфа религиозной драмы "Ида" в 2013 году это был второй черно-белый фильм режиссера, заставляющий сделать вывод о том, что подобное кино – воистину его стезя.

Действие фильма разворачивается в 1950-х – 1960-х годах в Польше и Франции. Это история любви дирижёра и исполнительницы народных песен. Фильм основан на реальных событиях любовной истории родителей режиссёра. Если знать это, он воспринимается еще более трепетно.

В "Холодной войне" Павликовский отказывается от линейного повествования и классических приёмов мелодрамы. Это очень хрупкое кино, невероятно утонченное и задевающее за живое не только рассказом о любви, но и неповторимой атмосферой музыкальности. С самых первых кадров зрителя знакомят с музыкой, сопровождающей событийный ряд на протяжении всего фильма. Послевоенная Польша лежит в разрухе - но поистине чарующей силой обладает задушевная фольклорная песня, звучащая из уст выживших во Второй Мировой. Она порождает желание построить нечто новое на руинах старого и стёртого, но не забытого. Так же зарождается и чувство между главными героями картины – пианистом Виктором и простой, но невероятно талантливой девушкой Зулей. Не совсем ясно, что заставляет их тянуться друг к другу: ужасы пережитой войны, страх одиночества или объединяющая их музыка? Абсолютно разные по происхождению и темпераменту мужчина и женщина понимают, что могут существовать только вместе – и никак иначе.

Павликовский потрясающе раскрывает характеры героев: Виктор – сдержанный даже в переполняющей его любви, вдумчивый, спокойный, но способный на многое ради любимой женщины; Зуля – темпераментная и своенравная молодая полячка, привыкшая к вниманию мужчин, запутавшаяся в своих чувствах, разбивающая сердца всем вокруг, в том числе и себе самой.

Кадр из фильма "Холодная война".
 
Тенденция ретро-эстетики в современном кинематографе прижилась довольно давно, но то, как следует ей Павликовский, переходит границы. Завораживающий черно-белый монохром, паузы между сценами, короткие, но ёмкие диалоги – всё это и многие другие детали заставляют зрителя забыть о том, что фильм вышел в 2018 году, и погрузиться в неповторимую атмосферу прошлого. Но, несмотря на настоятельное "ретро", фильм выглядит довольно свежо и современно и занимает нишу между артхаусным кино и драматической художественной документалистикой.

Режиссёрский путь Павла Павликовского неоднозначен. С поры работы документалистом в BBC он пришел к осознанию того, что для него на самом деле является настоящим кино. Два последних фильма Павликовского определяют его как талантливого режиссёра черно-белой драмы в ретро-стилистике. Хочется верить, что дальнейшие работы еще больше раскроют его талант и особенное видение кино.
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "ДРУГОЕ"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Виктор Иванов и галерея его имени отметят парный юбилей
Даёшь квалификацию искусству агитации!
XXIV Международный театральный фестиваль "Мелиховская весна" откроется "Вишневым садом" Мотои Миура

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть