Алла Феллинишна
20 апреля 2024
"Кольцо рук", "Часы" и "Мой белый ангел": инклюзивный коллектив покажет новые постановки в Москве
19 апреля 2024
В Пскове пройдет показ мультимедийного спектакля "Псков – город-воин"
19 апреля 2024
Секрет "Ревизора" Театра Олега Табакова
19 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

2 октября 2018 15:43

В Республике Коми в рамках Всероссийского конкурса молодёжных проектов стартовала выставка Лидии Костаревой "Забытое ремесло"

В Центре культурных инициатив "Югор" открылась выставка коллекции одежды художника, декорированной в технике натурального крашения тканей

Фото: Анелия Лянцевич
Фото: Анелия Лянцевич

Листопады на ткани, на легких блузках и шарфах, разноцветные теплые мотки пряжи, от которых исходят запахи трав и ягод… Забытое ремесло возрождает в Республике Коми мастер Лида Костарева.

Лет 100 – 150 назад – способ крашения естественными органическими материалами был единственным, чтобы придать ткани или пряже – цвет. Нынешние мастера восстанавливают старинные рецепты самостоятельно, подбирая материалы в зависимости от того, какая фауна окружает их.

Лидия родилась и выросла в поселке Подтыбок Корткеросского района Республики Коми. Большая семья, где растут шестеро детей, свое хозяйство, сенокосная страда, казалось бы, не оставляли места для пристального вглядывания в тонкий мир трав, цветов, деревьев. Для окружающих трава была просто травой, сеном, кормом. Но порой, в обыденном распорядке буден девочка вдруг замирала над легким изяществом осинового листа или удивительным скульптурным изъяном лечебного гриба чага.

Фото: Анелия Лянцевич

– Вокруг жил огромный растительный мир, очень чистый и человеческий, он проникал в наше пространство, мы жили в нем, и этот общий пульс я всегда ощущала, – говорит Лида.

Художника в ней разглядела замечательный мастер из родного поселка, художественный руководитель Дома народного творчества Анна Сурнина. Во втором классе Лида пришла на кружок к мастеру и осталась в нем вплоть до школьного выпускного. Анна Сурнина и благословила девушку поступать на отделение декоративно-прикладного искусства факультета искусств Сыктывкарского Государственного университета им. Питирима Сорокина.

Фото: Анелия Лянцевич

Лидии повезло вдвойне: на факультете преподавала мастер, специалист по текстилю – Анжела Разманова, художник, знающий и понимающий в тканях все, как говорится – до нитки.

Роспись по шелку, батик входили в перечень общих занятий, но педагог предложила Лиде выйти за рамки учебной программы и поискать себя в мире природных красок. Дипломную работу по натуральному крашению тканей Лида заканчивала с доктором наук Ириной Земцовой.

Фото: Анелия Лянцевич

Научные изыскания Лидии Костаревой лежат в двух плоскостях. Помимо органического крашения это еще и народная кукла. На научном слеме в 2016 году ее доклад о том, что осталось в современной кукле от традиционной, и какое значение имеет кукла в культуре народа коми, вызвал огромный интерес ее коллег по форуму – химиков и биологов.

Любопытно, что два этих интереса – природное крашение и куклы впоследствии воссоединятся. На выставке "Забытое ремесло" были представлены куклы, сшитые из льняных и хлопчатобумажных лоскутов, покрашенных ягодами, луковой шелухой, крушиной. В основе каждой куклы – мешочек с сеном, голова – обтянутый тканью шарик из льняной пакли. Ножки –столбики, на них лапти из той же пакли. Ручки-петельки – в замок.

Собирать и заготавливать сырье для крашения, рассказывает Лида, следует в определенное время. Листья собирают в начале июня, цветы – только что раскрывшиеся, кору – весной, когда она легко отделяется от ствола, коренья – или до цветения растения, или осенью.

Весенне-осенний цикл – самый важный период в жизни мастера, ведь сырьем нужно запастись на год вперед. Надо ли говорить, что весь свой отпуск Лида проводит в полях и лесах.

Фото: Анелия Лянцевич

Окрашенные растениями Лидины шарфы и палантины очень быстро стали предметом обожания сыктывкарских модниц, что неудивительно: они не только экологичны, но и эстетичны, нежны, тонки, но главное, эти милые вещицы напоминают: человек и растения, мы – рядом. Между тем, это далеко не из дешевых удовольствий – крашение органикой. Натуральные ткани, особенно шелк, дорогое удовольствие, прибавьте к этому химические ингредиенты, ведь для того, например, чтобы растения отпечатались на полотне, нужен железный купорос. К выводу, когда и как ткань и растения, разложенные на ней, вступают во взаимодействия, Лида пришла не сразу. Килограммы травы, километры тканей прошли через ее трудолюбивые руки и пытливую голову, прежде чем она вывела свою технологическую формулу.

Природой крашено

В своей книге "Природой крашено" она напишет, что более четкие очертания дают таволга, лесная герань, шиповник, пион – растения, которые содержат эфирные масла. Нежные полутона придают листья клена, сныти, дуба. Шерсть хорошо окрашивается луковой шелухой, корой осины и дуба, ботвой зверобоя.
Как наносятся на полотно листья? Растения выкладываются на чуть увлажненную ткань, вразнобой или внахлест, в зависимости от рисунка будущего шедевра. Затем ткань наматывается на валик, который в свою очередь обертывается пленкой. Полуфабрикат опускается в кипящую воду и долго томится на плите.

А если есть желание придать ткани общий размытый тон, хлопок предварительно можно протравить железом: подержать в воде со ржавыми гвоздями, а то и просто обернуть ржавую трубу.

Фото: Полина Кратц

Во время всего этого траво-колдовства Лида напоминает одновременно спасателя и представителя клининговой компании: печатки, маска, респиратор. Но все эти "неудобства" с лихвой окупаются моментом, когда из кипящей воды достается матерчатый свиток. Миг торжества – увидеть, как подружились ткани и листья, как вплелись друг в друга то, что было когда- то травой и стало тканью, и то, что так и осталось частичкой природы.
Палантины и шарфы – не вершина мастерства, на открытии выставки "Забытое ремесло" некоторые гости на зависть другим щеголяли в лиственных платьицах и жилетках.

И, безусловно, никто бы не увидел всю красоту и таинство кухни Лиды Костаревой, если бы не ее верный соратник, замечательный фотохудожник Анелия Лянцевич, которая запечатлевает не только результат, но каждый этап этого удивительного живого творческого процесса. И эти теплые фотографии – тоже сами по себе уникальны. Как порою запахи яблок, травы, прелых листьев уносят нас в детство, так и эти фотографии на каком-то тонком генном уровне погружают в мир, где были добрые бабушкины руки, часики-ходики и сухое потрескивание дров в печи.

Фото: Анелия Лянцевич

Остается добавить, что во многом проект волшебной мастерской Лидии Костаревой состоялся при поддержке гранта, выделенного по итогам Всероссийского конкурса молодежных проектов "Творческие инициативы молодежи".
Поделиться:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Алла Феллинишна
"Кольцо рук", "Часы" и "Мой белый ангел": инклюзивный коллектив покажет новые постановки в Москве
В Пскове пройдет показ мультимедийного спектакля "Псков – город-воин"

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости ВСЕ НОВОСТИ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть