Владимир Набоков. Между вечностью и веществом.
22 апреля 2024
"Соборяне" и джаз. Программа XVI Международного музыкального фестиваля Юрия Башмета.
22 апреля 2024
Впервые в истории Московский Пасхальный фестиваль пройдет при участии артистов Большого театра
22 апреля 2024
Чем чёрт не шутит. Спектакль "Ночь перед Рождеством".
22 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

Илья Леленков: "Для меня самые ценные читатели – те, кто никакого отношения к так называемому "цеху" не имеют"

Интервью "Ревизора.ru" с победителем поэтической Григорьевской премии 2021 года.

Илья Леленков. Фото в интервью - из личного архива.
Илья Леленков. Фото в интервью - из личного архива.

Илья Леленков. Современный российский литератор (как выяснилось в ходе интервью, слова "поэт" в свой адрес он стесняется). Родился в подмосковных Мытищах, живёт в Москве. Окончил Московский инженерно-строительный институт. Автор трёх книг стихов: "Думай о хорошем" (2009), "Пятнадцать огурцов и одно мороженое" (2014), "Завалили не того" (2019). Финалист премии Независимой газеты "Нонконформизм" (2013, 2017), финалист Международного поэтического конкурса им. Н. С. Гумилева "Заблудившийся трамвай" (2015), обладатель специального приза премии "Антоновка. 40+" (2020), лауреат Григорьевской поэтической премии (2021).

Илья, инфоповод для нашего интервью – получение тобой Григорьевской премии 2021 года. Прежде всего – наши поздравления. Первый вопрос: ты стал лауреатом этой независимой награды за какое-то конкретное произведение, книгу стихов или "по совокупности заслуг"? Как тебя выдвинули на премию, как ты узнал о первом месте, что почувствовал?

Спасибо за поздравления, Елена! Если излагать кратко, то перед каждым сезоном премии (это был уже 12-й) оглашается состав номинаторов, которые выдвигают авторов в так называемый длинный список. От авторов требуется представить подборку стихов. Меня номинировал координатор премии Игорь Караулов, которому я за это бесконечно благодарен. С Игорем мы были, конечно, знакомы, но тесно не общались, и номинации от него я ну никак не ожидал. Сроки подачи подборок были весьма сжатыми (координатор распределяет свою квоту в последнюю очередь), и я, не особо заморачиваясь, минут за 5-6 собрал свою. Забавно, что подборка получилась в некотором смысле концептуальной, а в одном из изданий меня нарекли криминальным поэтом – в том смысле, что в представленных текстах действительно фигурировали, так скажем, нехорошие личности. Но получилось это неосознанно.


Илья Леленков с книгой стихов "Пятнадцать огурцов и одно мороженое". 

Далее за дело берётся жюри, которое определяет пятерых финалистов. Попав в финал, я и удивился, и не удивился. Чего-то я от этой премии все-таки ожидал. Причем на чём это всё основывалось, мне и самому до конца непонятно. Точно не самоуверенность, так как мой небогатый опыт участия в премиях-конкурсах скорее неудачный.  Кстати, в Григорьевской премии я уже участвовал, в сезоне 2014 года, о чем уже успел основательно подзабыть. Тогда выдвигал меня лауреат Григорьевской премии, замечательный поэт Максим Жуков, которому я также безмерно благодарен. Понятное дело, дальше тогда я никуда не прошёл. А на финале я увидел и приобрел Антологию премии того года и заново ознакомился со своей тогдашней подборкой. И как по мне – она была ничуть не хуже победившей.

Так вот, основное действо происходило на финальной церемонии, которая по традиции проводится в Петербурге 14 декабря, в день рождения поэта Геннадия Григорьева, памяти которого посвящена премия. Среди финалистов проводится слэм – каждый читает по три минуты, зрители голосуют, а затем трое лучших читают ещё по три минуты. Признаюсь, что на слэм я рассчитывал: ну, думаю, лауреатом-то мне не быть, а вот… Даже репетировал дома, чтобы уложиться в регламент. В итоге бодро прочитал два стишка, получил колы и двойки и занял последнее место. Вот, не надо было репетировать.

Сидел на лавке и думал: а может, ну его на фиг, может, заехать в магазинчик, вернуться в отель... И тут объявили мою фамилию.



Скажу ещё, что огромный плюс премии – это то, что победитель неизвестен до последней минуты церемонии. Его не знают ни финалисты, ни гости. Насколько я понял, что и члены жюри принимают окончательное решение в день финала. Фамилию в диплом вписывают после объявления победителя, от руки. Чувства? Чувства были довольно сильные, несмотря на мой уже весьма зрелый возраст.

Ну, вот – хотел коротко, а получилось длинно.

Григорьевская премия – одна из нестандартных отечественных литературных наград. У нее есть такие определения: "Подлинно живые стихи подлинно живых поэтов — стихи не обязательно антологически прекрасные, но непременно — онтологически важные" (основатель награды Виктор Топоров); "Задача премии — выявлять тенденции в современной русской поэзии, обладающей потенциалом широкого народного признания" (сайт "Год литературы"); и даже "панковское реноме" ("Литературная газета"). "Панковский дух" в награде не обиден?.. Вообще, какое определение премии тебе ближе, или ты бы предложил свое?

Да нормальные все определения. Для народа? Ну, конечно же, для народа. А для кого ещё? Для поэтов, критиков? Да ну. Для меня самые ценные читатели – это как раз те, кто никакого отношения к так называемому "цеху" не имеют. Что касается "панковского духа", то я не знаю, что имеется в виду. Могу только отметить, что организация премии учредителем (Анатолий Григорьев) и координатором была практически идеальна.

Но, кстати, единственного в нашей стране, кого мог бы назвать настоящим панком – питерского музыканта Андрея Панова я очень нежно люблю.


Фото из путешествий Леленкова. Сиракузы. 

А сам бы ты кому присудил премию? Лауреаты Григорьевки становятся номинаторами в следующие годы, ты уже знаешь, кого будешь предлагать?

Добрая половина победителей премии – мои любимые авторы, близкие по духу. Другой такой премии я не знаю. Кого в этом списке не хватает? Ну, на мой вкус, Мирослава Немирова. Но он, к сожалению, уже не с нами. Или ты имеешь в виду финалистов последнего сезона? Тут я ничего не скажу, они все очень достойные авторы, просто в этот раз так получилось.

Если доверят быть номинатором, то долго думать не придётся. Только я хотел бы составлять подборки сам. Я же хочу, чтобы мой автор вышел в финал? Не скажу, что я какой-то феномен в этом деле, но когда недолгое время занимался редакторской работой, всегда предлагал присылать побольше материала и уже самостоятельно отбирал, расставлял. Или даже сам искал тексты в сети. Вроде никто не жаловался. Многие авторы "скопипастят" из свеженького (новое в глазах автора – оно же всегда самое лучшее) – и дело в шляпе. А проходные стихи есть у всех, даже у гениев.


Фото из путешествий. Катания.

О тебе в интернете удается почерпнуть очень мало сведений. Это твоя сознательная политика или совпадение?

Ну да, конечно, политика. Брожу целыми днями по сети и тщательно вымарываю любое упоминание о себе. Шучу.

Нет, это, видимо, и есть мой реальный уровень "популярности". Другое дело, что я ничего не предпринимаю, чтобы это положение изменить. Стихи веером в журналы не рассылаю, на поэтические мероприятия выбираюсь крайне редко. Ни в какие сообщества, группировки не вступаю. Публикуюсь, в основном, когда предлагают. А бывает, что предлагают, а потом не публикуют. Вот не так давно по просьбам (говорят, невозможно, мол, найти твои стихи) завёл страничку на сайте "стихи.ру". Под старость-то лет. Зато теперь ничего не теряется.


Фото из путешествий. Вышний Волочек.

Круто! Обычно со "Стихов.ру" начинают, а ты, наоборот, с возрастом дозрел. Но поскольку о тебе в сети так мало, придется задать несколько вопросов биографического характера. У тебя были другие литературные награды?

Нет. Было несколько финалов, их можно пересчитать по пальцам одной руки. Но если бы мне предложили выбрать одну (из тех, в которых участвовал и о которых знаю), то я и выбрал бы именно "григорьевку". Почему? Надеюсь, выше я это уже объяснил.

Да, объяснил. Давай с самого начала. Ты окончил Московский инженерно-строительный институт. Казалось бы, где МИСИ, а где поэзия?.. Расскажи, как и когда открыл в себе поэта? Помнишь ли первое стихотворение, первые творческие успехи, первые впечатления от литературной деятельности?.. В общем, как ты стал творческой единицей?

Ну что же ты так о МИСИ? В МИСИ проучился один семестр студент Высоцкий. Учились актёр Костолевский, режиссёр Митта, поэт-песенник Игорь Кохановский, Якубович, Гуревич, Аркадий Хайт, да много кого. Первое стихотворение? Вот недавно, 12 января проходил мой вечер в Москве и мой друг, ещё со школьной поры, Женя Авилов представил мне мой "самописный" сборник на тетрадной бумаге в клеточку.  Сказал, мол, не три книги у тебя вышло, а четыре. И именно представил, а не предоставил. Так как я его наверняка потерял бы. Вот там, наверное, и было то самое первое стихотворение. А вообще стихи, за которые мне не стыдно, начали появляться гораздо позже, чем я начал что-то сочинять – где-то с начала "нулевых".

Насчёт "поэта" вопрос для меня сложный. Попробую ответить. Но тут никак не обойтись без одного имени, и этого человека, к сожалению, тоже нет с нами. Ты его прекрасно знаешь.

Я всегда стеснялся этого термина – "поэт". Да и сейчас немного стесняюсь. Меня всегда было сложно затащить на какие-то поэтические мероприятия, заставить как-то проявлять себя. Ему это удавалось. Причём легко, ему невозможно было отказать. Две мои первые книги издал он. Таскал меня на поэтические фестивали, которые сам организовывал, на выступления, конкурсы и т.д. Зазвал в ЛИТО "Рукомос" и в свой журнал "Современная поэзия". И я далеко не один такой.

И то, что я до сих пор занимаюсь поэзией, этим "недостойным" делом – виноват он. И только он. Новиков Андрей Вячеславович. Поэт, культуртрегер, главный редактор журнала "Современная поэзия". Уже совсем скоро, в 2024 году исполнится 50 лет со дня рождения Андрея. И 10 лет со дня его трагической гибели.


Андрей Новиков. Фото Елены Сафроновой. 

Спасибо тебе за упоминание Андрея Новикова. Царствие ему небесное!.. Но мы сейчас затоскуем, если будем развивать эту тему... Какие у тебя есть жизненные увлечения кроме поэзии? Судя по твоему фейсбуку, одно из них – путешествия. Ты, похоже, убежденный турист…

Есть такой футбольный тренер – Станислав Черчесов, так вот он запрещает своим игрокам и журналистам некоторые неприятные ему слова. Про слово "поэт" я уже отметился, но слово "турист" мне тоже не нравится. Так что интервью наше "Поэт-турист", пожалуйста, не называй. Смеюсь.

Ладно, не нравится "турист", пусть будет "путешественник". Ты "дикий" или "цивилизованный"? Покупаешь путевки, составляешь оригинальные туры, или едешь наобум лазаря и ориентируешься на месте?

По возможности путешествуем самостоятельно. Люблю сам искать новые места, составлять маршруты. Читаю отзывы, распечатываю карты. Не люблю большие экскурсионные группы, когда в автобусе обязательно кто-то или постоянно ржёт, или беспрерывно ноет. Другое дело, что действительность вносит свои коррективы, но таким и должно быть путешествие – основательно продуманным и непредсказуемым.


Фото из путешествий. Палермо.

Ты ездишь только по России, или по всему свету? Расскажи о самых интересных путешествиях и о том, что особенно запомнилось.

Вообще лет до сорока я практически нигде не был – ни за границей, ни в родной стране. Всё изменилось с появлением семьи. Сначала путешествовали сами, с женой. Потом стали вывозить детей на море, для здоровья. И была выбрана Сицилия – гораздо бюджетнее, чем материковая Италия, ну и красоты, красоты ошеломительные. До пандемии выезжали на остров каждый год. Ну и совмещали приятное с полезным. Палермо, Мессина, Катания, Сиракузы, Таормина, Марсала, Модика, Рагуза, Ното – одни названия чего стоят. Добрались даже по козьим тропам в горный городишко под названием Корлеоне. Милый такой городок. На улицах никого, сидит только на стульчике в тени с тросточкой благообразный такой дедуля в соломенной шляпе. И думаешь: "Сколько же ты невинных душ загубил, старче?". В континентальной Италии тоже больше всего люблю "морские" города – Неаполь, Генуя. Рим, конечно.


Фото из путешествий. Корлеоне.

В пандемию как у всех – Россия. За это надо пандемию поблагодарить, но только за это. Очень люблю Тверскую область. Да, неустроенно, заброшено, полуразрушено, раздолбайство кругом, мягко говоря. Но мест интереснейших десятки – от почти подмосковных Кимр до почти вологодского Весьегонска.

Мы не ходим по всяким музеям "валенка" и "утюга", гуляем по улицам, впитываем. Улицы, дома, прохожих, собак, неповторимую природу.


Фото из путешествий. Кашин Тверской области.

Ближайший Новый год ты встретил в Мурманской области, в Териберке, где снимали "Левиафан". Почему выбрал такой экзотический маршрут? Похожа ли там жизнь на кино?

В Мурманск мы прилетели 1 января, снег валил как не в себе. Еле доползли до съемной квартиры и решили, что по такой погоде вряд ли куда из неё выберемся. Но на следующее утро (хотя утром это назвать сложно, полярная ночь всё-таки) приехал за нами гид на джипе, и шесть часов мы катались с ним по городу и окрестностям, любуясь между зарядами снега, восхитительными видами. Гид оказался северным шаманом (он даже в церковь с нами не зашёл) и нашаманил нам северное сияние вечером и поездку в Териберку (ударение на второй слог), которая была закрыта из-за заносов. Всё так и случилось. А МурмАнск, как мне объяснили, говорят только дебилы или приезжие.

Русский север просто влюбил в себя. И очень здоровое место – лица простые, спокойные. За поездку никто ни разу не чихнул, ни кашлянул. А вернулись в Москву и всей семьей расклеились.


Мурманск. Семья Ильи Леленкова.

Рекомендуешь ли другим любопытствующим Мурманщину?..

Рекомендую ли Мурманск? Рекомендую путешествовать. Если не знаете куда – ткните пальцем в карту. И вперёд, на вокзал. Путешествие это и перезагрузка внутреннего компьютера (алкоголь в этом смысле – плохая альтернатива, проверено на себе), и подпитка собственных батареек. Вот у меня есть друг, который раньше ездил всё время в Прагу, а сейчас – в Ярославль. Говорю ему – ты чо, оглянись вокруг, поменяй пластинку. Звоню пару дней назад, спрашиваю, надеясь, что убедил: "Ну,  где был в праздники?" Отвечает: "В Ярославле".


Мурманск

Мы уже подходим к концу интервью. Вот-вот я попрошу тебя подарить читателям "Ревизора.ru" стихотворение на прощание. Есть ли что-то важное, о чем я не спросила, но сказать обязательно надо?

Вот хочу, пользуясь случаем, признаться. Я никогда не хотел быть стихотворцем. Издавать книжки, бубнить на публике. В юности мечтал иметь свою рок-группу. И она у нас с другом была, называлась, как тогда и было положено "Портвейн". Это были 80-е: "Кино", "Аквариум", "Зоопарк", "Звуки Му". Играть и петь мы практически не умели, но любили. Я писал тексты. Частенько сидели за трёхлитровым пивом и рассуждали: "Вот эти, и музычка ничо, и поют норм, но поют-то какую-то фигню".

И вот несколько лет назад я случайным образом через сети познакомился с прекрасным музыкантом и автором-исполнителем из Тюмени Иваном Мальцевым. И он написал на мои тексты четыре песни. Я надеюсь, что четыре – это пока. И это для меня гораздо важнее, чем публикации стихов во всех возможных и невозможных журналах. И практическое значение имеется: есть, что послушать, когда совсем хреново. Так что детская мечта сбылась.

Ещё хотел писать прозу. Много чего начинал, да так и бросил. Прозу надо писать усердно, каждый день  и подолгу. А мне нужно работать, кормить семью. А когда через неделю-две возвращаешься к ранее написанному, и, чтобы вновь погрузиться в повествование, начинаешь чуть ли ни всё сначала перечитывать, а заодно и править – это уже издевательство над самим собой.

И вот остались стихи. Некоторым они нравятся. Но главное, чтобы новое стихотворение нравилось мне: и сюжет, и композиция – всё, вплоть до последнего слова. Если это не так – или удаляю или оставляю до лучших времён. Чтобы потом не было стыдно.

И раз у нас в интервью зашёл разговор о поездках, то и стихотворение читателям "Ревизора" хочу подарить о путешествии. Правда, о путешествии несостоявшемся. Но ведь все ещё впереди, не так ли?

Мурманск. Порт. 
 
Девушка из Улан-удэ
 
как-то он  в самом деле чуть не уехал в улан-удэ
 
стоял в кассах ярославского вокзала
с упаковкой пива
 
загадочный...
торжественный...
 
 
весь в планах:
ехать четверо суток
выходить на станциях
покупать паленую водку у проводницы
завести короткий роман в вагоне-ресторане
(ни к чему не обязывающий — только до екатеринбурга)
 
рассказать всю свою жизнь
(изрядно приврав)
симпатичному буряту с верхней полки напротив
 
в улан-удэ увидеть голову ленина
весом в 12 тонн
помочить пятки
в озере байкал
 
билет не продали:
нет паспорта
 
паспорта нет:
потерял
или забыл
 
зато через пару часов
отсутствие паспорта не помешало ему
быть препровожденным в пушкинское отделение милиции
что тоже по ярославской дороге
только гораздо ближе
 
 
а уже через месяц он познакомился с девушкой
 
с девушкой
из улан-удэ
 
она стрельнула сигаретку
у входа в метро
 
 
он говорил, что это была девушка его мечты:
выше среднего роста
худая как селедка
крупный нос
и серые злющие глаза
 
таких снимали в америке
в сороковые годы
в фильмах нуар
 
встречались они редко
не совпадали
по времени
 
и вообще
почти не совпадали
 
 
но когда он видел ее —
сердце подпрыгивало как каучуковый мячик
и еще много часов его было не унять
 
 
и вот уже четыре месяца он существовал
только для того
чтобы думать о ней
 
что же в ней такого? — думал он
кроме серых колючих глаз
 
далеких и холодных
как улан-удэ
как байкал
 
было там какое-то вещество
которым легко отравиться
и сдохнуть
или сойти с ума
 
или сойти с ума и сдохнуть
 
потом
стали встречаться еще реже
 
и его сердце всё так же подпрыгивало
как каучуковый мячик
и скакало-скакало вслед за ней
 
пока он не увидел её
случайно
целующейся на автобусной остановке
с каким-то наглым тунгусом в спортивных штанах и кожаной куртке
 
 
и его сердце стало как голова ленина
 
в смысле — не 12 тонн
а как камень
 
и больше никогда не подпрыгивало
 
 
 
прошло восемь лет
 
и однажды она позвонила
та самая девушка
из улан-удэ
 
сказала:
— ты мне очень нужен. ты сейчас свободен?
 
— если не считать двух детей, жены и собаки — то да. абсолютно свободен
 
— дурак. — сказала она и дала отбой
 
— сама дура. — сказал он. и пошел выносить мусор
 
 
... ну, а в улан-удэ он так и не съездил


Териберка.
 
Конечно, все впереди! И Улан-Удэ, и новые твои песни. Спасибо за интервью!
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "ЛИТЕРАТУРА"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Владимир Набоков. Между вечностью и веществом.
"Соборяне" и джаз. Программа XVI Международного музыкального фестиваля Юрия Башмета.
Впервые в истории Московский Пасхальный фестиваль пройдет при участии артистов Большого театра

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости литературы ВСЕ НОВОСТИ ЛИТЕРАТУРЫ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть