В 2018 году Антон Чиж запустил новую серию шпионских исторических триллеров, действие которых происходит в Европе. Серия началась с романа "Мертв только дважды". А в прошлом году у него стартовал еще один новый цикл романов – про сыщика московского сыска Алексея Пушкина и ловкую воровку Агату Керн. Начальные романы этого цикла уже были экранизированы для телевидения.
Как указано на сайте автора, Антон Чиж – один из самых загадочных российских писателей. В интернете можно встретить несколько вариантов его биографии, в которых подлинные факты перемешаны с воображаемыми.
В одном модераторы и участники
круглого стола онлайн "В поисках утраченного жанра. Проблемы современной жанровой литературы" точно уверены: Антон Чиж действительно существует! А то мало ли, что можно подумать о загадочном авторе?.. Вдруг это новая Черубина де Габриак?.. Но нет - мы видели Антона Чижа в Zoom, а также он ответил на общие вопросы!..
Антон, каковы, на ваш взгляд, отношения между "большой литературой" и жанровой литературой?
Отношений нет и быть не может. К сожалению. "Большая" литература сидит в своей башне, сколоченной из отбросов и мусора постмодерна, и поплевывает, гордая и малотиражная, вниз, где копошится и гребет "денжища" жанровая литература, чтиво для народа. "Большая" литература прибывает в глубоком самогипнозе, убаюканная стаей литературных критиков. "Большая" литература искренно верит, что она и Большая, и Литература. Однако есть предположение, что лет через двадцать-сто от всей нынешней "большой" литературы не останется ни пепла, ни следа. Как и от жанровой тоже. Если жанровая честно развлекает и умирает с последней страницей, то нынешняя "большая" думает, что купила билет в вечность, занимаясь все более самокопанием в кишках и дерьме. Что нравится объевшимся книжками критикам. Но время будет безжалостно. Хотя кто знает...
Может ли жанровая литература вернуть публике внимание к литературе как таковой?
Тот, кто читает исторический детектив по дороге на работу, скорее всего, никогда не будет читать серьезный исторический труд. О чем говорят исследования читательских предпочтений, проведенные РНБ. Читатели сидят в своих нишах и не очень-то хотят их менять. Потому что незачем. Нельзя забывать, что литература вообще стала сегодня всего лишь одним из ресурсов медиа-развлечений. Причем далеко не самым эффективным, подвижным и энергичным. А все более жалующимся на падающие тиражи и несчастную долюшку... Если жанровая литература хоть как-то поддерживает умение читать, чтобы оно не отмерло за не надобностью, это уже немало.
Какие тенденции жанра, в котором работаете, вы можете назвать позитивными и негативными?
Я не слежу за тенденциями жанра. Они мне глубоко безразличны. Меня интересует только мой читатель. Я вообще стараюсь читать как можно меньше современных изданий.
Какие из направлений внутри жанров могут выступить в качестве "внутреннего двигателя"? Что, на ваш взгляд, может быть интересным читателю в ближайшей перспективе?
Читателю всегда будут интересны эмоции, которые возникает у него в голове и "чудо" раскрытия детективной тайны у него в мозгу. Все прочее шелуха, которая не имеет значения.
Может ли в российской жанровой прозе возникнуть фигура уровня Гранже, Мартина, Корнуэлла, Роулинг?
Ставить так вопрос – загонять себя в глухой провинциальный угол. Польская детективная литература существует и не оглядывается на "великие", но исключительно маркетинговые имена ворлд-маркета. Точно также немецкая, итальянская, китайская, индийская и так далее. Нельзя путать медийную раскрутку автора и качество его книги. В русской литературе не будет таких фигур для мирового рынка до тех пор, пока политическая реальность не эволюционирует, как внутри, так и вовне. Как это ни печально...
Спасибо! Искренне ваш Антон Чиж.