Виктор Иванов и галерея его имени отметят парный юбилей
25 апреля 2024
Даёшь квалификацию искусству агитации!
25 апреля 2024
XXIV Международный театральный фестиваль "Мелиховская весна" откроется "Вишневым садом" Мотои Миура
25 апреля 2024
"ДУБРОВСКИЙ" Александра Пушкина в театре "Сатирикон" (Дворец на Яузе). Режиссер Яков Ломкин.
25 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

Поиск новых смыслов

Интервью "Ревизора.ru" с одним из ведущих семинаров и мастер-классов Цеха драматургов – Александром Железцовым.

Автор: Ревизор.ru
Александр Железцов. Фото: Gallery.ru / © zinich.gallery.ru
Александр Железцов. Фото: Gallery.ru / © zinich.gallery.ru

Александр Железцов родился в 1954 году. Выпускник Ленинградского государственного института культуры имени Н.К. Крупской 1979 года (специальность – режиссура). Драматург, автор пьес "Пятьдесят один рубль", "Забытая любовь к трем апельсинам", "Родная почва", "Стены древнего Кремля", "Красной ниткой", "Диалоги о животных". Постоянный участник фестивалей новой российской драматургии "Любимовка", участник театрального фестиваля "Диалог" (Польша) и биеннале "Новые пьесы из Европы" (Германия), один из руководителей семинара для молодых писателей Союза писателей Москвы (кинодраматургия, драматургия).

Александр Федорович, уже прошло два месяца занятий в Цехе драматургов. Что можете сказать об участниках семинара?

Главное о них уже сказали их тексты. Если говорить "вообще", то нынешние молодые авторы раньше начинают писать, они техничнее и оснащеннее своих сверстников из предыдущих поколений. Впрочем, главное, как всегда – способность и готовность авторов продолжать работу над своими, казалось бы, уже готовыми, сценариями и пьесами.

Например, короткая, но интересная пьеса Вари Кулешенко "Брянск-Север". Сейчас театры, как, впрочем, и всегда, ждут "историй любви". А у Вари как раз такая история. Начинается она, когда любовь героев уже в глубоком кризисе, но они старательно делают вид, что не замечают этого.  Пьеса требует доработки, в первую очередь, для увеличения объема. И это не просто формальное требование для создания полноценного спектакля.  Прописать подробно и убедительно все перипетии в развитии их отношений – несомненная задача молодого автора, просто часть профессиональной учебы.

Надо упомянуть и сценарий "Воск" Алексея Михайлова. Это моральная драма на символическом производственном фоне (фабрика по производству свечей). Сложные дилеммы добра и зла, отношения повзрослевших детей с их родителями и вечная тема материнской любви.  Важна, как обычно,  аудитория, на которую рассчитан сценарий будущего фильма. Семейные просмотры – это только родители с маленькими детьми? Или, как в данном случае, это скорее старшие подростки и родители? Разбирая сценарии, мы непременно говорим об их визуальной стороне, выборе выигрышных объектов. Здесь предметом производства являются свечи – то есть герои производят в конечном счете свет. И это важно, поскольку кино – это еще и визуальная диалектика света и тьмы.

А есть в конкурсе пьесы на школьные темы?

Школьные пьесы театру просто необходимы, но их крайне мало. В нашем семинаре есть такая пьеса.  Это "Марки" Ляли Петуховой.  Ляля Петухова, наверное, одна из самых юных наших участниц. Конфликтную ситуацию она показывает со знанием дела и пониманием детского характера и – что немаловажно! – в современном ракурсе. Это, в первую очередь, смена ролевого поведения мальчиков и девочек. Сложная жизнь в неполной семье делает девочку  активной и дерзкой. В начале мальчик в этой паре – скорее, ведомый.Но постепенно он, испытывая, казалось бы, чисто женские эмоции жалости и сочувствия, занимает активную позицию, помогая своей подруге. Такое диалектическое построение создает прочную конструкцию: повороты сюжета по-новому раскрывают характеры героев, а изменившиеся характеры ведут к новым поворотам.

Волнуют ли молодых драматургов проблемы современной семьи и семейных ценностей?

Конечно. Например, сценарий Лины Асадуллиной "Каримовы". Он написан на национальном татарском материале, интересно сочетает современную, касающуюся всех историю семьи, с татарскими национальными традициями. Бабушка – хранительница традиций – оказывается самым близким человеком для молодых внуков. Именно у нее они учатся любви, пониманию, сочувствию и доброте. При этом в сценарии отражен и общемировой кризис "традиционной семьи". Насколько подлинная любовь, искренность и честность совместимы с традициями и оглядкой на соседей? Не такой уж и простой вопрос. Об этом и говорит сценарий, изящно построенный как ряд самостоятельных новелл, где каждый из героев – главный в своей новелле. В результате к финалу складывается очень  непростая картина современного мира, охваченного кризисом. Яркие визуальные детали (например, носки, которые вяжет и продает бабушка), как и положено в кино, говорят о многом – помимо слов.

На каждом ли занятии вы поднимаете вопросы теории драмы? Или только даете практические советы?

Дать практический совет, не руководствуясь теорией драмы, невозможно. Например, на основе пьесы Ляли Петуховой и сценария Лины Асадуллиной можно рассмотреть два варианта построения сюжета.  В пьесе – этот сюжет строится вокруг двух героев, чьи истории переплетены друг с другом, развиваются параллельно, постоянно перекрещиваясь. В сценарии – это конструкция разветвленная. Начинаясь в одной точки – новелле о бабушке, которую перевозят в семью сына и внуков, она продолжается другими новеллами, где в центре – каждый из членов семьи. Но ведь именно так и устроена жизнь: дети, а потом выросшие внуки разлетаются в стороны и каждый живет своей жизнью, каждый герой своей "новеллы". Отличный, совсем не формальный прием – показать это через конструкцию.  При этом бабушка для всех остается не только истоком, но и мерилом их души. И ее образ явно является центральным, и это не дает отдельным линиям разбежаться в стороны – так, чтобы сценарий не утратил единство повествования.

Спасибо. И хотелось бы еще спросить о мастер-классах с приглашенными театральными кинодеятелями, идущих параллельно с семинаром. Что особенно запомнилось?

Первый мастер-класс провел у нас кинорежиссер Игорь Минаев. Прекрасный режиссер, все фильмы которого, начиная с первых двух "Холодный март" и "Первый этаж", были участниками Каннского кинофестиваля "Двухнедельник режиссуры", и все последующие так же были участниками многих кинофестивалей и имеют награды. В фильме "Наводнение" по Замятину снималась французская кинозвезда Изабель Юппер. Помимо таланта и мастерства, Минаев обладает редким качеством: не просто знаниями и навыками, но и умением о них рассказать. Тема его встречи была сформулирована так: "Мизансцена как инструмент режиссуры". Казалось бы, зачем это знание сценаристам? Но Минаев показал, что сценаристу необходимо визуальное представление эпизода, который он пишет.  Поведение и физическое действие требуют определенного расположения героев в пространстве и относительно друг друга. И это всё влияет на диалог. Но и задачи диалога, необходимого сценаристу, требует определенного расположения персонажей и их точного физического действия.

На конкретных примерах слушатели мастер-класса разбирали, как одним описанием мизансцены можно создать атмосферу и объяснить взаимоотношения героев: кто – главное действующее лицо, а кто – зависимое и подчиненное. Это было не только очень интересно, но и полезно.

Еще один интереснейший мастер-класс театрального режиссера Гарольда Стрелкова, ученика Петра Фоменко, бывшего главного режиссера театра Ленсовета, был посвящен сказке. Все последние годы Гарольд Стрелков занимается именно исключительно сказками, стараясь их расшифровать и найти смысл в привычных, хорошо известных нам с детства историях. Баба Яга, которая воплощает смерть, и злая мачеха, которая воплощает судьбу. Дом, который воплощает тело, Василиса, которая воплощает душу, и многое-многое другое выявляют в сказках новые взрослые смыслы. Сказки всегда востребованы на сценах театра, но Стрелков предлагает подойти к ним по-новому: оставив внешний сюжет для маленьких и вскрыв их глубины для взрослых. Таким образом, сказки станут спектаклями для семейного просмотра, из которого каждый вынесет свое. Многие участники семинара заинтересовались методом Стрелкова и после этой встречи продолжают с ним регулярные занятия сказочной тематикой. К чему мы, собственно, и стремимся – расширить круг творческого общения и поиска, связать драматургов с театром, ведь мы и называемся Цех драматургов – главный в театре цех, с которого начинается работа над спектаклем.
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "ЛИТЕРАТУРА"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Виктор Иванов и галерея его имени отметят парный юбилей
Даёшь квалификацию искусству агитации!
XXIV Международный театральный фестиваль "Мелиховская весна" откроется "Вишневым садом" Мотои Миура

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости литературы ВСЕ НОВОСТИ ЛИТЕРАТУРЫ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть