Князь Владимир Фёдорович Одоевский. Фото: Wikimedia
220 лет назад, 11 августа 1804 года по новому стилю, родился Владимир Фёдорович Одоевский. Подавляющее большинство читателей знает его только как автора познавательной детской сказки "Городок в табакерке", в которой, впрочем, при желании можно усмотреть вовсе не детские смыслы. Но, так или иначе, обычно с наследием Владимира Одоевского знакомятся в юные годы в виде этой самой сказки, а потом вовсе не интересуются его творчеством.
Меж тем Владимир Одоевский был не только литератором. Он вообще считается загадочной фигурой отечественной литературы. Помимо художественного слова, его живо привлекала механика – вот почему он так живо и грамотно описал внутренность музыкальной шкатулки. Одоевский являлся автором нескольких изобретений и занимался химией, накопив в этой науке довольно солидные для своего времени познания. С приверженностью химии, вероятно, связано другое "хобби" Владимира Федоровича – кулинария. Он прекрасно готовил – в те времена, когда аристократии, хоть самой бедной и незнатной, стряпали исключительно слуги, а Одоевский был не однодворцем каким-нибудь, а последним представителем рода князей Одоевских, не фунт изюму! На основе своих рецептов писатель даже составил что-то вроде кулинарной книги – лекции о приготовлении тех или иных блюд, которые зачастую он выдумывал сам, не боясь экспериментировать. Тем же самым прославились во Франции отец и сын Дюма. Наконец, любовью Одоевского была музыка, его просвещенность в этом искусстве была столь велика, что Владимира Федоровича в сегодняшней терминологии вполне можно назвать музыковедом. А основным родом его занятий была государственная служба.
Ранее "Ревизор.ru" уже посвящал
материал Владимиру Одоевскому. Сегодня, в день 220-летнего юбилея незаурядного автора и многогранного человека, уместно расширить наши представления о нем. В преддверии круглой даты на портале "Год литературы" вышел объемный текст Арсения Замостьянова, заместителя главного редактора журнала "Историк", ожидаемо озаглавленный
"Городок в табакерке Владимира Одоевского". Но суть материала в том, что исследователь шаг за шагом развенчивает устоявшееся мнение о единственной творческой реализации Одоевского через культовую сказку. В этой статье упомянуты другие литературные произведения Владимира Федоровича, его достижения в иных сферах жизни и творчества, очерчивается биографический абрис и анализируется писательская манера. Советуем прочитать эту статью и открыть для себя "нового" Одоевского.