XXIV Международный театральный фестиваль "Мелиховская весна" откроется "Вишневым садом" Мотои Миура
25 апреля 2024
"ДУБРОВСКИЙ" Александра Пушкина в театре "Сатирикон" (Дворец на Яузе). Режиссер Яков Ломкин.
25 апреля 2024
Мировая война. Из рукописи писательницы Анастасии Алексеевны Вербицкой.
24 апреля 2024
Испанские страсти. Спектакль "Севильский цирюльник".
24 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

Василий Нацентов. Из Каменностепных песен.

В литературном проекте "Ревизора.ru" – стихи "с тяжёлым дыханием Фета" и не только.

Василий Нацентов.
Василий Нацентов.

Василий Павлович Нацентов – поэт, эссеист, родился в 1998 году в Каменной Степи Воронежской области.

Василий Нацентов печатался в журналах "Знамя", "Октябрь", "Дружба народов", "Москва", "Наш современник", "Юность", в "Литературной газете" и др. Лауреат Международной премии им. В. Аксёнова "Звёздный билет", финалист и обладатель специального приза премии "Лицей" им. А.С. Пушкина от журнала "Юность". Член Союза писателей Москвы. Участник семинара поэзии проекта "Путь в литературу" 2018 года.

На одной из презентаций своей первой стихотворной книги «Лето мотылька» осенью 2019 года Василий говорил: "Я думал, что писать стихи – это так же естественно, как жарить картошку, дышать, рыбачить… И только когда вырос, я узнал, что, оказывается, не все пишут и даже не все читают. Это стало открытием!"
 
Из Каменностепных песен 

***
Вот повзрослел, поумнел
и наконец-то понял, что нужен –
жене, которая ждёт из "Пятёрочки",
фейкам, которые пишут гадости в соц. сетях,
редактору, которому обещал  к понедельнику обесценивающийся
                                                                                                                 материал...
Но я про материю, про вещество,
которое день за днём истончается,
а к этому самому понедельнику и вовсе, может быть,
                                                                                         растворится.
И даже воздух не будет пахнуть тленьем,
мокрым палым листом.
Это, впрочем, не так плохо –
значит, всё куда-то девается
и откуда-то появляется!
А меня учили другому...


***
Фары скользят по тёмным смолистым окнам:
с работы ещё не пришли, а уже стемнело.
Страшно спросить в темноту, оглянуться: кто там?
Страх возводишь в одушевлённую степень и
                                                                        отделяешь от тела.
И несёшь, как цветок на могилу погибшей птицы –
от рук твоих, от ветра, от нынешнего режима.
Хочется одного: камнем упасть к щиколоткам любимой,
                                                                                                  разбиться,
как дождь, как голубь, но и это недостижимо.
Просто потому, что ты не дождь и даже не голубь
и любимая не оценит, потому что любит.
Лучше подойди к ней сзади, холёный, голый,
и шлёпни, как школьницу в самом развратном клубе.
Может быть, только это на земле и держит –
животная прихоть, тяга порочной плоти.
Всё время ищешь единства - не-нужен, нежен –
утлая лодка в гомеровском славном флоте.


***
Никто не мог произнести:
"Вот, падает листок!"
И девочка подобрала
его. И унесла.

Не говори, не говори –
и нам с тобой нельзя.
Горят осколками зари
у девочки глаза.

Чем дальше в лес, тем тише звон
её хрустальных ног:
Легка она и явен он.
Как правда. Как итог.

И шёпот катится вослед,
восторжен и постыл.
Но ничего на свете нет.
И даже след простыл.


***
Теперь, когда ты неизбежно легка
и пахнет листвой опадающей,
смотри на меня, дурака,
я рядом пока ещё.

И не отпускай меня, не отпускай –
на тень наступи, слово вырони.
Так просто и ясно: осталась тоска.
Храни её.


***
Как ворох, наутро уляжется злое нутро,
и выпадет снег, и захочется из дому выйти
в ноябрь, как подкова тяжёлый, в толкучку метро,
и в полупустой забегаловке пива солёного выпить.

Легко расставаться, легко, похмелившись, идти,
пуская за пазуху белый крахмаленный ветер,
и думать, что прячутся в детских шкатулках скворцы
как напоминанье о несостоявшемся лете,

несбывшейся жизни, цветочном ларьке за углом,
в котором работает грустная девочка Мила.
Запомни всё это, что было, что сбыться могло.
И мимо пройди. Обязательно мимо.


***
Твоя слеза
сквозь бороду щекочет щёку.
Наверно, стоило побриться:
в день расставания мне было бы смешно.


***
Мне хочется ей оставить что-нибудь на память.
Например, шарф.
С одной стороны тёмно-зелёный в клеточку,
с другой стороны тёмно-синий в горошек.
Несмелый, как первый снег.
Но дома подумают, пропил,
скажут, какой был шарф –
с тяжёлым дыханием Фета,
шуршаньем карандаша.

Но что они скажут, если
выяснится о ней?


***
Антоновка в корзине, на веранде,
и затхлый запах сумерек, когда
всё это повторится...
Дожить бы.

Свет в окошке влажен –
там плакали усталые глаза,
 а я стоял и ничего не делал.
Мудак и трус.

Но мир и утром – золотой, холёный –
как будто ничего и не бывало –
меня, другого, примет, как примету –
к дурной погоде,
к скорым холодам.


***
Проститься можно утром,
чтобы дня хватило
в порядок привести дела
и дневники из тайника достать.
Пока ты дочку мне не родила,
мы можем быть беспечными и грустными
и ссориться два раза до обеда,
а к вечеру мириться только раз.
Потом, лишившись выбора, мы будем
мы будем счастливы.
Я говорю тебе.


***

К Новому году бюст поэта на нашем буфете обвит гирляндой.

Наверное, на ней можно повеситься:
она с лёгкостью выдержит полкилограмма гипса.
По её огонькам, как по лестнице,
можно подняться до потолка.

И никто не достанет.

(Так однажды товарищ Сталин, наш самый большой учёный, сказал о Баранском, географе-экономисте: "Баранского не трогать!" И всё. Никто Баранского не тронул. Никогда не тронул. Он в умер в разгаре Оттепели восьмидесятидвухлетним стариком.)

Вот и учись:
забейся в угол, созерцай и молчи:
становись если не премудрым пескарём,
так хотя бы карасём-идеалистом.
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "ЛИТЕРАТУРА"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

XXIV Международный театральный фестиваль "Мелиховская весна" откроется "Вишневым садом" Мотои Миура
Ян Сибряев: "Нас учат не играть кого-то, а присвоить себе боль героев".
"ДУБРОВСКИЙ" Александра Пушкина в театре "Сатирикон" (Дворец на Яузе). Режиссер Яков Ломкин.

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости литературы ВСЕ НОВОСТИ ЛИТЕРАТУРЫ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть