Соделайся чистым, моё сердце
26 апреля 2024
Виктор Иванов и галерея его имени отметят парный юбилей
25 апреля 2024
Даёшь квалификацию искусству агитации!
25 апреля 2024
XXIV Международный театральный фестиваль "Мелиховская весна" откроется "Вишневым садом" Мотои Миура
25 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

"Критика – это служба понимания, служба ясности"

Специально для "Ревизора.ru".

Фото Е. Сафроновой.
Фото Е. Сафроновой.

В деловой программе недавно завершившегося IX книжного фестиваля "Красная площадь" было несколько круглых столов, организованных Русским ПЕН-центром и партнерами этой общественной организации писателей г. Москвы. В том числе 5 июня в Демонстрационном зале ГУМа прошел круглый стол "Литературная критика или навигация? Что важнее для читателя?", в котором приняла участие автор этих строк.

Организаторами дискуссии выступили Русский ПЕН-Центр, Литературный портал www.biblio.tv , Библиотека искусств им. А.П.Боголюбова и ГБУК г. Москвы "Дом А.Ф.Лосева - научная библиотека и мемориальный музей". Модератором круглого стола был Владимир Семенов, Президент Русского ПЕН-центра и директор обоих учреждений. Дискуссию вел ученый секретарь Библиотеки искусств им. А.П.Боголюбова Александр Себелев.

Литераторов заранее пригласили присоединиться к круглому столу, предложив ряд основных вопросов для освещения и обсуждения. Они были вывешены на ресурсе Biblio.tv: "Каким образом складываются сегодня взаимоотношения читателей и писателей, есть ли они вообще? В последнее время бытует мнение, что сегодняшнему читателю необходимо прямо указывать, на какие книги стоит обратить внимание, а какие следует пропустить. А вдумчивый критический анализ пусть остается для научных журналов, институтов и т.д. Или же все-таки не стоит недооценивать нашего читателя, который по-прежнему ищет в литературе ответы на какие-то жизненные вопросы?".

Круг тезисов позволял присоединиться к разговору не только литературным критикам, но и всем, чья деятельность связана с творчеством, книгоизданием, книгораспространением и просвещением общества.

Владимир Семенов во вступительном слове обозначил серьезность затронутой темы, сравнив литературу с безбрежным морем, для плавания по которому нужны маяки и прочие средства навигации. По мнению Владимира Олеговича, для литературного океана навигация тем более необходима: "Как сегодня читателю разбираться в том, хорошую или плохую литературу ему предлагают?" На этот вопрос в повседневной жизни приходится так или иначе отвечать всем: родителям и детям, детским и взрослым авторам, читателям, литературным критикам и организаторам книжного рынка. То есть литературная навигация касается каждого. Но на круглом столе ответ на него доверили людям, как выразился Владимир Семенов, "благодаря которым литературная критика не исчезает, хотя и принимает новые формы относительно XIX века и расцвета творчества Белинского".


Владимир Семенов. Фото Е. Сафроновой.

- Какие же это формы? Крупная статья, в которой критик говорит о писателе и поднимаемых им смыслах; или же именно навигация, рецензии и рекомендации, которые во многом вытесняют классические формы литературной критики? Это примета времени, и мы сегодня разберемся, противостоит ли критике навигация, – сказал Семенов.

Первым слово взял вице-президент Русского ПЕН-центра Евгений Попов. Речь Евгения Анатольевича была отчасти обращена в советское прошлое. Все советское сейчас в тренде, тем более, что тогда деятельность литературных критиков действительно была упорядочена, почти все издания заказывали рецензии и статьи о книжных новинках, и практически ни одна работа не оставалась без обозрения. Впрочем, Евгений Попов вспомнил и о том, что в те времена зачастую лучшей рекомендацией для чтения служила… запрещенность книги. Например, считалось едва ли не неприличным не прочитать "в самиздате" Солженицына или "Люди. Годы. Жизнь" Ильи Эренбурга, которая долго боролась с цензурой, прежде чем выйти к публике. Попов отметил, что взаимосвязь "разгромная рецензия" – "интересная книга" – "многообещающий автор" не полностью исчезла и сейчас. А в "оттепельный" период, после выхода объемного эссе Владимира Померанцева "Об искренности в литературе", появилось много "искренних" художественных произведений – и столько же рецензий на них, тоже носящих отпечаток непосредственности, авторы которых писали о книгах через призму своих личных ощущений.


Евгений Попов. Фото Е. Сафроновой.

Евгений Попов затронул и считающуюся щекотливой тему вознаграждения за литературный труд, опять же начав из советского далека.

- Мне один критик, редактор  "толстого" литературного журнала, признавался, что он не ходит больше в гости: куда ни придешь, после застолья к тебе подойдет хозяин и скажет, что он по профессии зубной врач, но в душе писатель, и хочет попросить прочесть его роман – а роман уже приготовлен. Критика удивляло, что автору и в голову не приходит: читать роман – такой же труд, как зубы чинить. Он бесплатно меня лечить не будет, а почему я его должен бесплатно читать?.. И я не могу осуждать те издания, которые открыто говорят, что рецензирование рукописей производится за деньги, потому что это работа, а рецензенту никто не может указывать, как написать, критически или хвалебно.

Евгений Анатольевич закончил свою мысль уверенностью, что сегодня, как и всегда, выходят серьезные и значимые книги, которые нужно рецензировать беспристрастно и глубоко, то есть потребность в компетентной литературной критике не исчезает. И пожеланием, чтобы критики перестали ориентироваться только на московских и питерских "звездочек", лауреатов различных премий, потому что в провинции живут не менее талантливые авторы и выходят не менее заслуживающие внимания книги.

Тут закономерно слово передали представителю региона Елене Сафроновой, и я сделала небольшой доклад с упоминанием о том, что происходит в провинциальной литературной критике. Он назывался слегка с вызовом: "Что и кому должна критика?" – потому что именно в регионах критике часто пытаются придать практический смысл, найти в ней утилитарное, если не сервильное значение. Примерно так: критика должна открывать новые имена и стили; указывать на недостатки художественных произведений; бичевать недостатки не литературы, а общества, которое оную породило, как при Белинском; продвигать литературу в массы; отделять злаки от плевел; формировать настоящую литературу, а не то, что мы видим; и говорить добрые слова о земляках – членах Союза писателей России. Иными словами, критику, живущему в провинции, не позавидуешь. Окружение уверено, что он должен по разнарядке прочитывать и хвалить все книги "гениев места", и при этом ругать всю печатную продукцию, что выходит за пределами края – и упаси его Бог что-нибудь сказать поперек!..


Елена Сафронова. Фото Ольги Балла. 

Это доказывает, что критику воспринимают как вспомогательный жанр, предназначенный кого-то или что-то обслуживать, и что критика сознательно или бессознательно противопоставляют писателю. Когда говорят о дилемме "критик – автор", критика будто бы даже не видят создателем литературного текста. К сожалению, с таким подходом можно столкнуться и в профессиональных кругах. От критики ждут пользы. Собственно, этим ожиданиям и был посвящен круглый стол. Но я пришла к выводу, что критика никому и ничего не должна – как никому и ничего не должен никакой жанр искусства. Критик, анализируя книгу, работает не для писателя, не для читателя, не для издателя – для истории. Критика символизирует "прочитанность" обществом той или иной книги и её востребованность в данный конкретный момент. А если критики и читатели о книге спорят – это объективный показатель того, что она взволновала социум. Объективно её, может быть, оценят через 200 лет, как мы сегодня оцениваем труды неистового Виссариона. Так что критический отзыв в идеале – не столько обязанность критика, сколько "везение" автора.

Поэт и литературовед, исследователь авангарда, основатель и президент Международной Академии Зауми Сергей Бирюков в рамках круглого стола говорил отнюдь не о "зауми", а о самых простых вещах. Он согласился с тем, что сейчас критик никому ничего не должен. Раньше связь критика и автора выстраивали "толстые" литературные журналы, предлагавшие специалистам отозваться на тот или иной текст: в 1960-х годах вышла поэма Андрея Вознесенского "Мастера" в "Литгазете", и сразу же за ней – статья Василия Аксенова об этой поэме в "Юности" (и оба автора получили заслуженные гонорары). Вот так был налажен путь критики к её объекту. Сейчас немногие издания могут себе позволить такой "заказ", и порой критику и писателю найти друг друга сложно…


Сергей Бирюков. Фото Е. Сафроновой. 

Сергей Бирюков обратил внимание на еще одну особенность нашего времени: даже сегодня критика в основном реагирует на напечатанное слово, хотя есть огромное количество "звучащей" поэзии и песенной поэзии. Эстрадная поэзия требует особого аналитического подхода. Но для критики, по мнению Бирюкова, её словно бы не существует. Он привел в пример певца SHAMAN, чьими вокальными данными и содержанием песен искренне впечатлен: ни одной крупной аналитической статьи о феномене молодого исполнителя он не увидел, написал сам. И этот материал заинтересовал только региональную тамбовскую газету. Поэтому Сергей Евгеньевич завершил свое выступление резонным призывом:

- Нам надо расширять площади критические каким-то образом. Критику читать не только интересно, но и полезно иногда!

По итогам круглого стола писатель Юрий Нечипоренко предложил Бирюкову публикацию материала о SHAMAN на электронном ресурсе "Русское поле".

Писатель и литературный критик Михаил Гундарин сказал, что, на его взгляд, критическое пространство, наоборот, очень расширилось за счет радикально новых форм, которые не снились не только Белинскому, но и рецензенту советских времен.

- Думаю, что в контекст критики сегодня надо включать все отзывы на художественные продукты, только различать по видам. Отзыв читателя на сайте: "Фигня!" или "Круто!" – тоже вариант критической рецепции. Начиная от критических отзывов в сети и заканчивая большими статьями в толстых журналах – все это зона критики. Даже поставить лайк в соцсетях под работой своего товарища или оппонента – и это тоже критическое высказывание. Это означает, что критика никуда не денется, что она – движение масс, – уверен Михаил.


Михаил Гундарин. Фото Е. Сафроновой.. 

Затем Гундарин задался вопросом, стоит ли ныне работающим критикам "заниматься возделыванием критической культуры" – например, показывать как единственно возможный пример глубину анализа в своих рецензиях и материалах? И сам же на него ответил: вряд ли это нужно и возможно. У каждого критика есть свобода высказывания, и каждый вправе этой свободой пользоваться. Особенно в отношении формы. Другое дело, что каждый критик должен думать о своей личной ответственности за сказанное, о порядочности и совести, что уже вопрос не искусства, а этики, психологии, идеологии, если угодно. Не секрет и не редкость, что сегодня многие беспристрастные критики превращаются в "рекламистов", получив соответствующие предложения. "И все же наш долг – быть в ладу со своей совестью. С этой точки зрения критика ничем не отличается от всей остальной литературы", – подытожил Михаил Гундарин.  

Литературный критик Ольга Балла выразила, пожалуй, самый строгий и возвышенный взгляд на предмет разговора. Она возразила мне в тезисе о "провинциальном литпроцессе". По мнению Ольги Балла, литература делится первичную и вторичную, сильную и слабую, инновационную и консервативную – но не на столичную и провинциальную. Балла привела в пример нескольких писателей из мейнстрима, живущих и активно работающих далеко от столиц. Все правильно: для большого литпроцесса чаще всего "невидимы" локальные авторы, требующие от критика говорить о себе добрые слова. Они видны только "лицом к лицу", как говорил Есенин. Поэтому между нами с Ольгой нет противоречия, есть только разная эмпирика.

Отталкиваясь от своего постулата, Балла выразила цели и задачи критики чрезвычайно уважительно для нашего жанра.

- Должна ли критика что-то? Должна. Она работает на свои цели. Возвращаясь к делению литературы на первичную и вторичную, хорошую и плохую – критика должна прояснять критерии такого деления, - рассуждала Ольга Балла. – Для каждой эпохи и конкретных обстоятельств критерии свои – значит, критика должна прояснять их. Как философия занимается прояснением общих ценностных основ жизни, так критика занимается прояснением ценностных основ литературы, эстетических в том числе, потому что эстетическое – это разновидность ценностного. Критика – это служба понимания, служба ясности, которая работает на материале литературы. Не всякое высказывание по поводу чужого текста есть критика. Критика должна понимать, как устроена она сама, и как устроен, и почему именно так, анализируемый текст. Критика – это понимание, возведенное в степень. Навигация тоже необходимо, это тоже дело объяснения людям, что читать и почему. Но у критики и навигации разные цели, они друг друга дополняют.


Ольга Балла. Фото Е. Сафроновой.

Говоря о сути критики, Ольга Балла отметила, что у неё много лиц – и перечислила четыре самых очевидных.

- Одно обращено к жизни дотекстовой, этой жизнью критика объясняет литературу и размышляет о ней. Второе лицо обращено к литературной теории, которой критик объясняет материал, осмысляет его, чтобы тот стал пригоден для укладывания в крупные теоретические формы. Третье лицо обращено к культуре в целом. Литературная критика – это часть общей культурной рефлексии, осмысления культурой самой себя. У критики есть возможность отслеживать все точки зрения и сводить их воедино. А четвертое лицо обращено к людям, которые делают литературу, к писателям. Она дает им самое необходимое – взгляд извне. Одновременно – и взгляд изнутри, потому что критика – часть литературы. Ею литература понимает, что в ней происходит, она видит себя как целое. И наконец, критика нужна прежде всего самим критикам: она приводит в порядок ум и организует восприятие – в первую очередь литературы, но вслед за нею и всего остального.

Из этой многоликости, считает Балла, проистекает и то, что у критики много языков, в соответствии с многообразием её аудиторий. И ни один из этих языков друг друга не заменяет, но все они друг друга дополняют.

Детский писатель и переводчик Юрий Нечипоренко, высказываясь в завершение встречи, упомянул о своем опыте сотрудничества с "Литгазетой" в качестве критика и обозначил основную, в его глазах, проблему жанра: распад "монополии", которая торжествовала в советской системе координат.

- Сейчас ситуация другая – мозаичная структура, много издательств, много критиков, и к голосу друг друга они почти не прислушиваются. Нет единого культурного пространства, – констатировал Юрий. Он видит из разобщенности лишь один выход: объединение. Тем более – в интересах детской литературы, которая имеет большое значение для становления личности: "Для ребенка важно духовное развитие, а не только удовольствие. Чтобы наша страна была сильной, дети должны читать умные книги, наша задача – довести книгу до каждого ребенка, а у нас в стране нарушены права ребенка!". 

Нечипоренко обозначил проблемы своего сектора литературы. Это и минимальные тиражи детских книжек от тысячи до трех тысяч экземпляров (в чем легко было убедиться на фестивальных прилавках), и отсутствие новых хороших авторов – переиздают в основном советскую классику, и трудность, если не невозможность, для талантливых детских писателей из глубинки пробиться во всероссийскую литературу, и то, что качественные детские книжки не доходят по рыночным каналам до окраин России.


Юрий Нечипоренко (справа). Фото Е. Сафроновой.

Некоторое время назад Нечипоренко с коллегами выдвинули идею создания Института детской книги. Но, к сожалению, она до сих пор не услышана, финансирования на эти цели нет. Тем не менее, детские авторы продолжают действовать в данном направлении. На круглом столе Юрий обрисовал видение всероссийского экспертного совета по детской и юношеской литературе, куда бы входили детские писатели и лучшие критики изо всех регионов, и библиотекари, и школьные учителя, и составители обязательных школьных программ чтения, благодаря которым произведения оказываются в круге чтения детей. Он назвал это делом государственной важности. Трудно с ним не согласиться, ведь привычка и потребность в чтении начинается с детства.

Подводя черту под обсуждениями круглого стола, Владимир Семенов поблагодарил всех его участников и слушателей и отметил, что Русский ПЕН-центр будет и дальше развивать неисчерпаемую критическую тему на рабочих встречах в Доме Лосева.  

- Тема очень перспективная: профессиональная, хорошая, большая литература должна сопротивляться исчезновению серьезной литературной критики, - сказал Владимир Олегович.

Также он вкратце представил те проекты, которые Русский ПЕН-центр уже предпринял в попытках "скрестить" литературную критику с современной навигацией. Во-первых, это критические колонки на портале Biblio.tv – как о конкретных книжных новинках, так и о литературных тенденциях и проблемах в целом. Практику их ведения начали несколько лет назад, к написанию привлекли именитых писателей, публицистов, критиков, и за это время на ресурсе накопилось много интересных материалов. Кстати, запись с этого круглого стола обещали выложить там же для истории. А во-вторых, в 2022 году был проведен Всероссийский конкурс молодых литературных критиков, из материалов победителей и призеров которого составлен и выпущен с помощью средств Фонда президентских грантов сборник "Академия критики XXI век". Его представили на круглом столе. Половину этой книги составляют масштабные аналитические и проблемные статьи, а половину – более лаконичные отзывы на книги или творчество конкретных авторов. В книгу вошли работы критиков и публицистов Александра Евсюкова, Елены Погорелой, Павла Кренёва, Артемия Василевича, Светланы Сорока, Ирины Боно и многих других, всего более 40 человек. Этот сборник, как и многие другие сегодняшние проекты, доказывает, что литературная критика жива так же, как и литература, и не стоит тревожиться за ее судьбу. Смена формата не означает исчезновения явления.
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "ЛИТЕРАТУРА"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Соделайся чистым, моё сердце
Виктор Иванов и галерея его имени отметят парный юбилей
Даёшь квалификацию искусству агитации!

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости литературы ВСЕ НОВОСТИ ЛИТЕРАТУРЫ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть