Все фото - Владимира Буева
Открыла вечер хозяйка литгостиной в ЦДЛ Елена Севрюгина, после приветственного слова передав штурвал его ведения
Эдуарду Учарову, лидеру "Калитки" и куратору всероссийского литературного
конкурса "Хижицы" имени поэта Гавриила Каменева (название конкурсу дало одно из исторических предместий Казани — Хижицы/Кизическая слобода, а также одноимённое стихотворение Каменева).

Учаров подробно рассказал о четырёх проектах, реализуемых "Калиткой".
Первый проект связан с поэтической мифологизацией казанских пространств. Участники кафе, собравшись с группу, прогуливаются по городским локациям, в том числе по улицам, на которых жили и творили поэты и художники. Таким образом происходит
"исследование локаций в литературном, краеведческом и культурном плане". Затем каждый участник прогулки импровизирует на тему того, что он увидел и что по этому поводу подумал и почувствовал: по словам ведущего, важны мгновенные ассоциации и аллюзии. Далее,
"чтобы это не остыло", в течение одного-двух дней происходит
"сбор обратной связи (текстов, иллюстраций)". Возникает
"большой-большой импровизационный поток без редакторских правок". Учаров называет это метатекстом, который затем "собирается в книжечки", выпускаемые в бумажном виде. В настоящее время их вышло уже две: об улице, связанной с
Велимиром Хлебниковым (там сохранился его дом), и о вантовом мосте Миллениум, одна из опор которого упирается в холм имени знаменитого драматурга
Диаса Валеева (над этим холмом когда-то был развеян прах кремированного литератора).
Второй проект "Калитки", о котором рассказал Учаров, это поэтическая лаборатория "ЛабУч". На площадке звучат стихи молодых поэтов, проводятся разборы их текстов и ведутся дискуссии на литературные темы. Сюда же на творческие вечера приглашаются известные российские поэты, которые приезжают в Казань из других городов. Ведущий похвастался, что за прошедший год на занятия в лабораторию пришло несколько новых молодых дарований, о которых в будущем, возможно, узнает вся Россия.
В процессе чтений.
Третий проект носит название "Стихи в темноте". Темнота не кромешная. В комнате зажигаются свечи, при которых поэты озвучивают своё творчество (акцент делается именно на звучание). По словам Учарова, один из участников проекта, профессиональный сварщик, специально для проекта "сварил канделябр примерно в полтора метра высотой, в который вставляются свечи — своего рода произведение современного искусства". На эти вечера не попасть, поэтому, чтобы послушать, люди стоят в коридорах.
Четвёртый проект, реализованный "Калиткой" совместно с выходящим на двух языках журналом "Идель" — это фотогалерея поэтов в библиотеке и окрестностях, где базируется кафе. Известный факт, что любители поэзии обычно знают поэтов лишь по стихам и по фамилии. Эту несправедливость, по словам Учарова, они
"решили нивелировать", используя уже имеющийся в России опыт реализации проектов "Узнай поэта в лицо".
Василь Сафаргалеев
В видеозаписи с экрана прозвучали стихи поэтов, не сумевших посетить Москву: Максима Булатова (которого Учаров охарактеризовал как "сумасшедше-волшебного поэта", сравнимого с Тимуром Алдошиным) и Илья Горобцов, приехавший когда-то в столицу Татарстана из Якутска.
Вживую выступила художественный оформитель всех книг "Калитки" Карина Камчева, затем свои стихи читали поэты Камилла Галимуллина (лирика), Илья Жуков (наивная поэзия по аналогии с наивной живописью), Никита Санков (призёр конкурса "Хижицы" предыдущего года), Василь Сафаргалеев ("победитель "Стихов в темноте" и призёр "Хижиц" года этого), Алёна Каримова (живёт на два города, но теперь больше в Москве).
Алена Каримова
Наконец, слово взяла хозяйка литгостиной ЦДЛ Елена Севрюгина, представив
"такого замечательного автора", как Филипп Пираев. По её словам, впервые с его творчеством она познакомилась благодаря сборнику "Казанский объектив", когда в 2022 году писала рецензию. Учаров дополнил, что без Филиппа Пираева "Калитки" не существовало бы: это один из самых аналитических казанских поэтов, одновременно он руководитель литературного объединения имени Виля Мустанина. Филипп Пираев без словесных предисловий с ходу стал читать свои стихи, морщась, когда между ними хлопали (лишь на финальных аплодисментах не поморщился).
Филипп Пираев
Последним свои стихотворения читал ведущий вечера. Стихи Учарова Севрюгина охарактеризовала как
"поэтическую экскурсию"; не как
"географическое, а прежде всего как духовное путешествие в поисках чего-то самого важного внутри себя". Севрюгина отметила, что большая часть стихов её соведущего — это "стихи о любви к поэзии", ведь поэзия
"неотъемлемая часть его существа". Елене также нравится проза Эдуарда с её
"бесовщинкой, хамрмсовщинкой".
Елена Севрюгина и Эдуард Учаров
Перед чтением Учаров отметил, что ни одного нового стихотворения он не может написать, пока не забыл старое. Забывать собственные предыдущие тексты — это его авторская методика (чтобы не повторяться), поэтому, не помня наизусть, он читает их по бумажке или с экрана мобильника. Двумя короткими стихами Эдуарда Учарова и закончу свой репортаж:
Перейдя на запретный язык,
потрясая основы,
плавишь горлом немые азы
в клёкот странный и новый.
И когда инородную вещь
больше выплакать нечем —
голос твой вдруг становится вещ,
буквы разве что мельче.
* * *
Найти строкой еще немного
пока неведомых имен,
где данным от рожденья слогом
навечно был ты заклеймен,
где в страшной замкнутости круга,
растянутые, как вода,
слова влюбляются друг в друга
и расстаются навсегда.