Премьера в театре имени Маяковского по роману Наринэ Абгарян "Симон" режиссера Дениса Хусниярова
28 апреля 2024
VII фестиваль ЛЕТО. МУЗЫКА. МУЗЕЙ
28 апреля 2024
"Корсар" вернулся на сцену Новосибирского оперного
28 апреля 2024
"Русский вернисаж. Из частных коллекций"
27 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

Писатели Литвиновы провели в Рязани "стереоскопичный" творческий вечер

Специально для "Ревизора.ru".

Фото Е. Сафроновой.
Фото Е. Сафроновой.

В рамках межрегионального фестиваля национальной книги "Читающий мир" в Рязанской областной универсальной научной библиотеке имени Горького состоялась творческая встреча с писательским дуэтом Литвиновых, перу которого принадлежит на сегодня уже больше 80 (!) романов и восемь сборников малой прозы – и очередная книга на подходе. 20 произведений соавторов успешно экранизированы. Анна и Сергей Литвиновы – не супруги, как многие полагают, а брат и сестра.

Во встрече, которая развернулась в холле библиотеки вокруг памятника Максиму Горькому, принял участие современный литературный критик, работающий со всеми жанрами, кроме скучного (как говорил наше все А.С. Пушкин). То есть автор этих строк. Совместный творческий вечер стал следствием наших добрых рабочих отношений с тандемом Литвиновых. Наше сотрудничество началось осенью 2020 года на всероссийском круглом столе по проблемам условно «развлекательной» литературы "В поисках утраченного жанра", который в коронавирусный период был организован в режиме онлайн литературным журналом "Сибирские огни" (Новосибирск) и информационным порталом о культуре "Ревизор.ru" с привлечением ведущих авторов всевозможной «жанровой» прозы. Сергей Литвинов оказался одним из самых активных и добросовестных участников беседы писателей и критиков, которая продолжалась ни много ни мало три часа. В ходе разговора он посетовал, что едва ли не последняя рецензия на их с сестрой книги вышла в начале "нулевых" в газете "Книжное обозрение". Она называлась «Наивные против бешеных», и писатели до сих пор уверены, что под первым термином понимались и они сами. После неё регулярного критического внимания – в отличие от читательского – Литвиновым, как и прочим авторам остросюжетных произведений, не доставалось. Отечественная критика в моем лице исправила эту несправедливость. Мои отклики на книги соавторов и на «сольный» сборник рассказов Сергея "Смерть отменяется" выходили в "Литгазете", литературных журналах "Кольцо А" и "Бельские просторы". Я с большим интересом читаю новые книги соавторов, открывая все новые грани их творческой манеры, что постаралась отразить в своем выступлении. Но о моем участии во встрече скажу позже, а пока – о собственно творческом вечере.


Критик и писатели. Фото предоставлено РОУНБ имени Горького.

Писатели взяли удачную "непосредственную" дружескую интонацию разговора с публикой. Разрешили задавать любые вопросы, даже о частной жизни и семье. Отвечали откровенно, с шутками, зал то и дело взрывался смехом. И сами спрашивали. Например, Анна предложила всем угадать, как зовут ее собаку, если это черный шпиц и он в профиль похож на графическое изображение одного очень известного писателя. Зал догадался: Пушкин. Она же спросила, почему все же в Рязани грибы или пироги с глазами, есть ли единая версия? Единой версии нет, но я позволила себе рассказать шаловливую легенду, которая кажется мне вполне правдоподобной. Некогда жил в рязанских краях очень строгий благочинный, следивший за тем, чтобы духовенство и особенно монахи вели совершенно отрешенный от мирских благ образ жизни. Однажды он посетил отдаленный монастырь, славившийся своим жёстким уставом. Поглядел на изможденные лица монахов, проверил котлы на монастырской кухне – суп из трав да грибная жарёха. Удовлетворенный, поехал прочь – а навстречу ему обоз, на телегах везут кузова. Что везете? – грибы для монастырской братии! Благочинный открыл кузов – и на него уставились испуганные глаза. Во всех кузовах оказались "грибы с глазами" – девки, которых везли в обитель. Оттуда, якобы, и пошла поговорка про "грибы с глазами". Предание не претендует на историческую правду, но вызвало общий смех.

Слушателей, в свою очередь, интересовала внелитературная жизнь и корни писателей. Анна и Сергей рассказали, что их родители – люди "простые", как они выразились, далекие от творчества. Отцовская линия выходит из Конотопа, материнская – из Новороссийска. Родители приехали в Москву поступать в вузы, где встретились и поженились. Первое время молодая семья жила в общежитии. Когда родился старший сын, Сергей, в доме не было даже детской кроватки, мальчик спал в коробке от итальянских сапог. Только потом взрослые построили кооперативную квартиру. Старшие Литвиновы были инженерами, работали в космической отрасли, о чем Сергей упоминал в интервью "Ревизору.ru". Да и в серии романов о начале отечественной космонавтики "Высокие страсти" звучат отголоски семейной истории Литвиновых.

Сергей окончил Московский Энергетический институт, но, по иронии судьбы, работал все больше в журналистике, в том числе в популярнейшем советском журнале "Смена". Анна поступила на факультет журналистики МГУ и, хотя еще в ходе учебы разочаровалась в этом образовании и даже подумывала перейти в другой вуз, все же довела обучение до диплома и защитила одну из первых в России диссертаций по рекламе.


Анна Литвинова. Фото Е. Сафроновой.

Публике было интересно, как строятся отношения между братом и сестрой, живут ли они в одном доме, а если нет, как им удается писать совместные произведения. Всех соавторов обычно пытают о технической стороне дела. Брат и сестра давно уже создали свои семьи. Жить предпочитают в загородных домах в Подмосковье. Анна – увлеченная теннисистка и мама двух подростков, которые тоже занимались теннисом в Академии имени Озерова, расположенной в Рязани, поэтому с этим городом она была знакома и до творческой встречи. Сергей же впервые побывал в Рязани. Писателям организовали прогулку по рязанскому кремлю. Судя по постам в общем блоге Литвиновых в Дзене, на них особое впечатление произвела резная деревянная икона Николы в старинном храме.

Совместное творчество брата и сестры началось в далеком детстве. Анне захотелось написать большое стихотворение про хомячка. Легко сложились две строчки: "Хомка вышел на прогулку, слопал маковую булку". Дальше сочинение застопорилось, и Анна обратилась к старшему брату. С его помощью родилось продолжение в стиле "Робин Бобин Барабек": "Съел так много он конфет, вам не съесть за десять лет", – и так далее. И с тех пор, говорит Сергей, на нем осталась эта обязанность старшего брата: он "закругляет" сюжеты, сводя воедино фрагменты, которые написаны Литвиновыми по отдельности. Иногда он вносит чисто технические правки. Например, в одном из последних романов преступник обманывает состоятельных пенсионеров, выманивая средства с их счетов. Писатели откликнулись на болевую точку современности. До написания они консультировались с сотрудниками полиции, которые открыли им огромные масштабы такого мошенничества и то, что правоохранительные органы, увы, бессильны, если человек сам перевел кому-то деньги. Для удачного построения сюжета необходимо было понять, как аферист вычисляет богатых стариков? Анна думала о банальном "сарафанном радио" – что преступник разговаривал со знакомыми либо соседями его потенциальных жертв. Сергей же предложил более актуальный ход: мошенник с помощью нейросети строит базу данных, где видны доходы и банковские счета пенсионеров.

- Совместно мы сочиняем сюжеты во время прогулки, – поделилась Анна. – Обычно за 10 тысяч шагов по лесу можно придумать три-четыре отличных сюжетных хода. Интереса ради мы пробовали писать вместе. Но в этом нет никакого смысла, скорее, напрасная трата времени. Поэтому когда надо сдавать книгу, мы запираемся каждый в своей норе и пишем. Категорически запрещено во время работы нас беспокоить. Когда-то я строго придерживалась этого правила. Но когда появились дети, им стало плевать на мои правила, и теперь я могу работать практически в любой обстановке.

Для Сергея главное во время письма –  чтобы к нему никто не обращался. Окружающий шум, например, звуки работающего телевизора писателя не смущают.


Сергей Литвинов. Фото Е. Сафроновой.

Даже на вопрос, который мог показаться каверзным или обидным: если ли что-то, что авторам сложно писать? – Литвиновы ответили прямо. Анна призналась, что лично ей скучно прописывать процесс расследования. Отсюда неожиданные откровения и мистические озарения, которые помогают персонажам прозреть природу происшествия. Героям Литвиновых часто снятся вещие сны. В этом они родственны с писательницей: та не раз видела во сне своих персонажей. Одна девушка, которую создатели планировали «умертвить», как проходного персонажа, приснилась Анне и сказала, что не хочет умирать. Анна упросила Сергея оставить героиню в живых. По ее словам, она обычно выступает в дуэте с позиций гуманизма и человеколюбия. Надо отметить, что детективы Литвиновых при всей остросюжетности невозможно назвать кровавыми. У них не громоздятся такие горы трупов, как, скажем, у норвежского коллеги Ю Несбё.   

- Дуэт мужчины и женщины, брата и сестры, хорош тем, что женщине, мне лично, дает понимание мужчин. А Сережа стал гораздо лучше понимать женщин, описывая в наших романах какие-то женские переживания, ощущения, – сказала Анна.

Меж тем самые первые романы дуэта выходили под псевдонимом "Анна и Светлана Литвиновы". Светлану Литвинову на обложке изображала жена Сергея, которую так и зовут. В начале нулевых издатели были уверены в лучшей ликвидности "женской прозы". Но когда успешно разошлись большие тиражи нескольких книг "сестер Литвиновых", писателям позволили раскрыть свою истинную половую принадлежность. "Сергей отрастил усы и стал фигурировать на книгах в своем настоящем виде", – пошутила Анна.

Анна представила тот самый блог, который они с Сергеем ведут в Дзене: "Детектив и Литвиновы". В этот блог они приглашают всех желающих – фактически давая возможность любому почувствовать себя соавтором Литвиновых. Обычно писатели публикуют там небольшой детективный рассказ, который обрывают на самом интересном месте. Подписчики блога должны угадать, кто убийца (или иной преступник) среди действующих лиц и объяснить, почему. Победителю отправляется какая-то из книг Литвиновых с автографами. Буквально накануне приезда в Рязань писатели отправили призовой экземпляр книги в Тулу. К игре можно присоединяться, на чем сделали акцент детективщики. Они сказали, что на большинство творческих встреч с ними приходят начинающие авторы детективов, которые приносят рукописи или просят советов. В Рязани авторов не оказалось, что даже удивило писателей.

По итогам встречи Сергей Литвинов сказал: участие критика в моем лице придало разговору стереоскопичности, появился взгляд со стороны, не только читательский, но и экспертный отклик на творчество соавторов и детектив в целом. Я говорила о том, что представление о Литвиновых как о мастерах исключительно детективного жанра устарело. Они благополучно расширяют жанровые рамки, проявляя себя как фантасты и авторы альтернативной истории: на стыке этих двух гигантских жанров возникла серия "Агент секретной службы". В ней действуют люди со сверхспособностями и таинственные, почти всесильные организации, которые борются с вселенским злом, причем как в условные "наши дни", так и в советском прошлом, стараясь изменить ход истории так, чтобы настоящее было благополучнее. Таких гуманных поступков герои серии совершили уже множество. Мне больше всего импонирует то, что в художественной реальности писателей Литвиновых не скончался безвременно в больнице, а продолжил деятельность на благо Советского Союза великий Сергей Павлович Королев. А в сольном рассказе "Хочется антоновки" Сергей описал, как наш современник проник в прошлое и спас от гибели в маховике репрессий выдающегося врача, сумевшего победить рак. А  если вспомнить сагу "Высокие страсти", в ней Литвиновы выступали как писатели-историки реалистического толка: наряду с авторским вымыслом в книгу включено много подлинной информации о начале отечественного ракетостроения, тренировках первых космонавтов и космонавток, первых полетах в космос.


Елена Сафронова. Фото предоставлено библиотекой. 

Критику, в свою очередь, задал вопрос Сергей Литвинов: почему все-таки к детективам и иным острым сюжетам отношение в литературной среде не самое уважительное? Это нелегкий вопрос, прежде всего, потому, что невозможно отвечать за других. Аксиома, что все мы разные. Но если суммировать – возможно, многие критики опираются на рецепционные установки о том, что есть так называемая "большая литература" и "массовая литература" (хотя на практике рассортировать прозу невозможно, и выстраивание ряда фантастики обязательно  завершится "Мастером и Маргаритой", любовных романов – "Анной Карениной" или "Гордостью и предубеждением", а исторических романов – "Войной и миром" и "Тихим Доном"). А что до писателей, то, как знать, не кроется ли в высокомерном взгляде на детектив элемент басенного "зелена винограда"?.. Ведь как ни уверяй, что детектив написать – делать нечего, такого рода книгу создать очень трудно! А качественный детектив, который прочтут миллионы, написать еще труднее. Литвиновым это удается уже много лет. 
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "ЛИТЕРАТУРА"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Премьера в театре имени Маяковского по роману Наринэ Абгарян "Симон" режиссера Дениса Хусниярова
VII фестиваль ЛЕТО. МУЗЫКА. МУЗЕЙ
"Корсар" вернулся на сцену Новосибирского оперного

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости литературы ВСЕ НОВОСТИ ЛИТЕРАТУРЫ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть