Страсти по Марку. Барочная реконструкция
27 апреля 2024
"Путь в Эдем": спектакль выпускной мастерской режиссерского факультета в ГИТИСе
26 апреля 2024
Соделайся чистым, моё сердце
26 апреля 2024
Виктор Иванов и галерея его имени отметят парный юбилей
25 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

Валерий Брюсов – самый символичный из русских поэтов

Сегодня отмечается 150 лет со дня рождения литератора, совмещавшего в себе многие таланты.

Валерий Брюсов. Фото: © РИА Новости
Валерий Брюсов. Фото: © РИА Новости

13 декабря 1873 года (по новому стилю) в Москве появился на свет русский поэт, прозаик, драматург, переводчик, литературовед, литературный критик, историк, теоретик и практик русского символизма – Валерий Яковлевич Брюсов. Его имя – пожалуй, первое, которое ассоциируется у потомков с Серебряным веком. Недаром Музей Серебряного века в Москве сегодня располагается в Доме Брюсова.

Человек, которого впоследствии звали даже "императором символизма", был происхождения весьма простого. По отцовской линии он "выходил" из крестьян. Его дед Кузьма Андреевич, первый из Брюсовых, выкупился на волю у помещицы Федосьи Алалыкиной, владевшей землями на севере Костромской губернии. В середине 1850-х получивший вольную Кузьма Брюсов переехал в Москву, где начал торговое дело, разбогател и даже смог купить дом на Цветном бульваре, где его внук жил в 1878—1910 годах. Дед по материнской линии был тоже купцом, а заодно и поэтом-баснописцем Александром Яковлевичем Бакулиным. Бакулин не достиг славы Ивана Крылова, но Валерий его ценил и его фамилией подписывал некоторые свои сочинения.

Папаша Яков Кузьмич Брюсов тоже пописывал стихи и немного публиковался. Так что генетически у Валерия Яковлевича тяга к русской словесности была заложена. Интересно, что Яков Брюсов вёл себя, не в пример отцам, расточительно: увлекался скачками, приохотил к ним и сына и проиграл семейное состояние на тотализаторе. Потому Валерию пришлось не рассчитывать на наследные капиталы, а зарабатывать себе хлеб свой в поте лица своего. "Пот", конечно, сказано фигурально; впрочем, многие утверждают, что литературный труд не легче физического…


Дом Брюсова - Музей Серебряного века в Москве. Фото: Википедия / A.Savin. Собственная работа

Особенно любопытно из детства Брюсова то, что его, в отличие от отпрысков дворян, не слишком сильно воспитывали, образование его предоставили гимназиям. Но одно правило соблюдалось неукоснительно. В семье Брюсовых почитались принципы материализма и атеизма, и отроку запрещали читать религиозную литературу, взамен подсовывая ему сочинения Чарльза Дарвина. И еще в семье витал дух народничества, идеями их увлекался Яков Брюсов (как революционность сочетается с тотализатором, история умалчивает). Можно было бы написать целую диссертацию о том, как взросление, лишенное всяких идеалистических и мистических идей, привело к формированию человека, стоящего во главе русского литературного символизма. Впрочем, наследие Брюсова активно изучается, и, не исключено, такая диссертация давно написана…  

Самые ранние известные стихи Валерий Брюсов написал в 1881 году, в 8 лет. С 13 лет он не мыслил дальнейшей жизни без литературы, писал стихи и рассказы, и, учась в гимназии, издавал, по моде того времени, рукописный журнал. В своих поэтических идеалах последовательно переходил от Н. Некрасова к С. Надсону, французским символистам и различным мистикам. Именно эта неторная на тот момент дорога привела его к декадансу, символизму, мистицизму, самопризнанию "Юность моя — юность гения" и одностишию "О закрой свои бледные ноги". В пору появления этой строки на свет над нею глумились. Сейчас по ней, можно сказать, оценивают Серебряный век. Надо отметить, что дебютные свои сборники стихов и печатные опыты сам Брюсов впоследствии не ценил, если не стыдился их. Первый сборник стихов, типичный для Брюсова и не вызывавший у него отторжения, явился миру в 1895 году. То были "Chefs d’oeuvre" ("Шедевры"). Скромностью этот человек никогда не страдал. Оттого, вероятно, в него так влюблялись женщины. Валерий Брюсов вошел в историю литературы не только как выдающийся стихотворец, но и как вдохновенный женолюб и человек, так скажем, гибкой нравственности. Мы знаем об истории Брюсова с молодой поэтессой Надеждой Львовой, закончившейся самоубийством последней. А в романе "Огненный ангел" Брюсов описал свой любовный треугольник с Ниной Петровской и Андреем Белым. И все эти "приземлённые" моменты неотъемлемы от пути поэта, который он сам наметил и передал как завет грядущим поколениям в программном стихотворении:

Юному поэту

Юноша бледный со взором горящим,
Ныне даю я тебе три завета:
Первый прими: не живи настоящим,
Только грядущее – область поэта.
Помни второй: никому не сочувствуй,
Сам же себя полюби беспредельно.
Третий храни: поклоняйся искусству,
Только ему, безраздумно, бесцельно.
Юноша бледный со взором смущенным!
Если ты примешь моих три завета,
Молча паду я бойцом побежденным,
Зная, что в мире оставлю поэта.

В стихах Брюсова соседствуют противоположные, если не взаимоисключающие начала: жизнеутверждающие — любовь, призывы к "завоеванию" жизни трудом, к борьбе, к созиданию; пессимистические (воспевание блаженства смерти, поэтизация самоубийства) "соблазнительно"; идущие поперёк общественной нравственности – поэтизация оргий и всего прочего запретного. Потому и настроения всех, и стихотворных, и прозаических текстов Брюсова противоречивы и без переходов сменяют друг друга. Технически Брюсов тоже "метался" от новаторства к испытанной классике, что в целом присуще стилю модерн. Но все же нельзя забывать, что Валерий Яковлевич внёс большой вклад в развитие формы стиха, принес в русскую поэзию и "вольный стих" (прообраз нынешнего верлибра), и разработанные им "длинные" размеры (7-стопный и 12-стопный хорей с внутренними рифмами), чередования строк разного метра (так называемые "строчные логаэды"). Все это богатое наследие активно использовали поэты следующих поколений.


Валерий Брюсов. Портрет работы С. В. Малютина. 1913 год. Фото: Википедия.

Наконец, едва ли не главное противоречие судьбы и творчества Брюсова – в том, что его, декадента, манерника, юбочника и глашатая самоубийства, приняла Советская власть – не преследовала, не травила, не лишала работы, не выживала из страны, а даже предлагала различные чиновные должности в учреждениях с названиями на "новоязе". Брюсов платил новой власти тем, что слагал в ее честь гимны. Но все же плотью от плоти постреволюционного мира он стать не смог. Несмотря на то, что в 1923 году, к пятидесятилетнему юбилею, Брюсов получил грамоту от Советского правительства, в которой перечислялись его заслуги "перед всей страной" и выражалась "благодарность рабоче-крестьянского правительства". Меньше чем через год после получения этого лестного документа, 9 октября 1924 года, Валерий Яковлевич скончался в своей московской квартире на Первой Мещанской (в "Доме Брюсова") от крупозного воспаления лёгких и упокоился на Новодевичьем кладбище среди могил своих предков-купцов. Символично – как и поэзия Брюсова.

Сегодня, в день 150-летия со дня рождения Валерия Брюсова, "Российская газета" посвятила ему большой материал Арсения Замостьянова "Поэт, рукоположенный лучшим прошлым". Думается, это очень точная характеристика данного автора.
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "ЛИТЕРАТУРА"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Страсти по Марку. Барочная реконструкция
85 лет со дня рождения Владислава Дворжецкого
"Путь в Эдем": спектакль выпускной мастерской режиссерского факультета в ГИТИСе

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости литературы ВСЕ НОВОСТИ ЛИТЕРАТУРЫ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть