"С свинцом в груди лежал недвижим я…"
27 июля 2021
В Рязани официально открыт Есенин Центр
27 июля 2021
Лето. Музыка. Музей. Фестиваль на любой вкус
26 июля 2021
Самые яркие футболисты Евро 2021
26 июля 2021

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

Плоть мысли и крест небес

Книжная лавка "Ревизора.ru" – о новой книге Бориса Евсеева.

Обложка книги предоставлена Борисом Евсеевым.
Обложка книги предоставлена Борисом Евсеевым.

Борис Тимофеевич Евсеев, известный и любимый многими русский писатель, не перестаёт удивлять неожиданными духовными открытиями в своей многогранной прозе. Только что вышедший сборник рассказов "Раб небесный" включает в себя такие уникальные тексты, как "Кукушняк", "Осеннее безумие птиц", "Раб небесный", "Сокрушитель призраков", "Сульфазиновый крест", опубликованные в 2020-21 годах в "Литературной газете", журналах "Новый мир", "Нева", "Лиterraтура", "Человек на Земле", а также ряд новых, ранее не публиковавшихся рассказов.

Большинство рассказов и новелл, которые входят в новую книгу писателя, одухотворены вечной темой единства: внутреннего и внешнего, предельного и запредельного, слова и звука, мысли и ее выражения, видимого и невидимого, животного мира и человека.

Почему именно тема единства так волнует автора? На этот вопрос он как-то ответил в своем интервью: "Стремление к всеединству очень сильно не только в прозе, но и в природе. Мы всё равно вернемся к некоему аналогу Эдемского сада, где люди, звери, ветра и горы будут равновелики и взаимосвязаны, где всеединство будет главным законом". Но так ли просто дается человеку обретение цельности и единства личности, со всеми её внутренними конфликтами и противоборствами? Конечно же, нет, поэтому и происходят метания героев, случаются ошибки и прозрения, мимолетные откровения и видения, которые переворачивают "с ног на голову" всю их жизнь.

В названных произведениях получила продолжение символическая сторона романа Б. Евсеева "Очевидец грядущего", например, тема информационного ига. Но также появляются и абсолютно новые темы и символы. В этих рассказах встречаем попытку разрыва с тёмными сторонами цифрового мира и социальных сетей, разрыва, символизирующего уход от мрака жизни и от смерти. Здесь же – удаление тягостных явлений из пространства как способ освобождения от чувства мести. Здесь – безумный полет птиц как символ беды и сигнал к перерождению человека. Здесь – дерево с крестообразными ветвями как символ древа познания. И, наконец, миражный чёрный поезд как символ гражданской войны с его крушением, знаменующим конец одной из исторических эпох.  

Обратимся непосредственно к прозе. В удивительном рассказе "Сокрушитель призраков" есть всё: и захватывающий сюжет, и мистические субстанции, и поезд-призрак. "Черный поезд-призрак" появляется на железнодорожных путях из ниоткуда, "будто с неба" и, сбивая людей, летит навстречу другим составам. В тексте встречаем такие его наименования: "поезд-призрак", "поезд-ветер", "поезд-анчутка", "чёрный поезд", "чёртов поезд", "ад на колесах". В рассказе этот поезд несет войну и разрушения, чёрное его нутро порождает чёрную немочь, его движение ассоциируется с движением самой истории: "Вагоны истории, её громадные составы, с локомотивами в голове и хвосте, то грохоча, то бесшумно проносились перед Нифонтом, нежно и скоро уплывая за лесопосадки и даже поверх них".

История разворачивается как зримо, так и незримо, сменяя одно событие другим, меняя вождей-машинистов: порой оборачиваясь трагедией, порой избегая столкновений. Движется как поезд и жизнь изумлённых таким движением героев: "Жизнь несётся поездами скоростными: мимо, мимо! Куда ж это жизнь моя прибудет? И когда?". Задаёт себе вопрос героиня рассказа…

Однако черный поезд в тексте обладает даром предвидения ("поезд знал всё"), таким же, как ещё одно мистическое существо, "неведомая тварь Портяна", которая иронизирует над неминуемой аварией. Еще один символ предупреждений в рассказе – Лихое болото и его высасывающий душу звук: "Болото наше Лихое, оно ведь завсегда предупреждает".  Но все эти звуки и знаки, так же, как и предчувствия героев, не могут повлиять на ход истории, на движение поезда или смену эпохи. Возможны только вариации того или иного исхода "живой истории" какого-либо конкретного человека. В "Сокрушителе призраков" это сигнальщица Настёна.
           
В рассказе "Раб небесный" мы снова встречаемся со звуком, но уже не "предупреждением", а звуком – "вне границ". Здесь хочется сказать стихами:
 
Рабам небес воздать бывает сложно,
Тем истовым, кто лил из плоти звук,
Стремясь вперед, с волнением подкожным,
С крестом на лбу от высеченных мук…
Пусть их судьба тебя опять коснется,
Пусть каждый смысл воскреснет и живет,
Ты тот тростник, что мыслящим зовется,
Тот самый звук, что в сердце не умрет.
 
Alter ego автора, его фигура и его жизненный путь в целом – это поиски, стремление выразить, запечатлеть такой звук в пространстве. Не стали помехой на этом пути даже безнадёга, бедность, скудость и безвыходность. Они остались на заднем плане, а первичной всегда была музыка: "Ты хотел выступить перед лекцией по русской религиозной философии со своим трёхминутным, - как ты сам его называл – "звуком вне границ и пределов". Этот звук, возникающий из ничего, не связанный с музыкальной формой и являвший себя, по твоим словам, только при игре на валторне, – не давал тебе покоя ещё в студенческие годы". Описание судьбы героя связано с повстречавшимся человеком, который именует себя "Раб небесный" и призван быть помощником Бога: "по переподготовке жителей земли к долгим странствиям в "высоком воздухе" и уже без самой земли под ногами".

Словосочетание "Раб небесный" в тексте объединяет в себе судьбы разных временных периодов: протопопа Аввакума, пострадавшего за свои слова и трагически погибшего священника Александра Меня. И, наконец, судьбу еще одного персонажа, именующего себя то "Свето-странник", то "Помогай-небо", то "Свето-слов", с которым знакомится  герой рассказа. В процессе общения возникает некое противоборство между призванием произносить слова, философствовать и творить звуки: "Тебе нужна философия. А мне смысло-звук. От которого здесь и сейчас всё оживёт! Ты софист, я музыкант. Ты болтаешь, я творю". Но Раб небесный объясняет герою суть благомыслия, благовестия, "вдутого философами в природу", принципы создания мысленного физического образа, ощущение "плескания мысли", оживление звуком и удержание в нем жизни, беспредельное стремление к небесам через мысль, растворенную в звуке. Как видим, здесь объединяются в единое целое слово и звук, осуществляется воплощение "плотной" мысли в звуковой образ.

В конце рассказа герою удается передать в своей игре на инструменте самое важное: "Звук беспредельный, всеоживляющий, звук, исполненный неведомой нам духовной плоти, поплыл над старинной Рогожкой! Сладко задрожала земля, зазеленели и распрямились осенние листья, проснулись под землёй, облегчённо вздохнув, давно усопшие люди, и сам архистратиг Михаил, мелькнувший в непроглядном небе пурпурным плащом, отложил в сторону трубу, уже приготовленную для извлечения звука, и приблизил к себе сферу-зерцало в виде прозрачно-голубого малого двойника Земли, отразившего в сердцевине своей наше будущее".

Борис Евсеев очень тонко и смело находит взаимосвязи различных явлений. Там, где слово и звук существуют раздельно, по мнению писателя, невозможно ощутить и познать всю полноту цельного восприятия мира, его "мысленного озвучивания", смыслового посыла мелодий, обладающих "плотью мысли".

Не менее интересны и другие рассказы автора, в основе которых лежат уже иные – "орнитологические" - сюжеты. Это "Кукушняк" и "Осеннее безумие птиц". В рассказе "Кукушняк" возникают такие смысловые линии как человек-птица, а также дети – изменившиеся не к лучшему "птенцы", имеющие, однако, право на жизнь. Также заявлена тема информационной и тема реальной войны, связанная с историей мученицы Кириакии, прототипа главной героини рассказа "Кумы".

Здесь же видим целостность и противоборство мира войны и мира гармонии, который несет в себе бывшая снайперша "Кума". Она обладает силой биоэнергетики и внутренней чистотой, которую хорошо чувствуют "звери в людском обличье". В целом "Кукушняк" – это символ вечно зарождающейся и умирающей детско-взрослой жизни. Но, чтобы продлевать эту жизнь, нужно "ускользать" от постоянно расставляющей силки мировой информационной сети: "Всё начиналось, чтобы закончиться и возникнуть вновь. Нужно было успеть!".

В "Осеннем безумии птиц" главный мотив – перерождение человека, вырывающегося из водоворота безумия, а также появление легкого, бестелесного или почти бестелесного человека и возвращение к естественной жизни.  

"Сульфазиновый крест" повествует о древе жизни, (где жёлуди – это отдельно взятые, созданные воображением события), о крестных муках, о серном анти-кресте, о страшной медицинской "сульфе" и судьбах людей со всем перечисленным связанных…

По-новому раскрывается автор и в таких необычных, накрепко врезающихся в память новеллах и рассказах, как "Издёвочный слуга", "Путь пчелы", "Остров Карантин"…

Очень хочется верить, что наша жизнь, сделав однажды очередной виток, вернется к духовному началу, всеединству, телесной легкости и "вещности" мысли во всех их проявлениях. Ну, а до того нам остается наслаждаться поисками и обретением истинной гармонии в звучании и мыслях прозы, необыкновенного художника слова – Бориса Тимофеевича Евсеева. 
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "ЛИТЕРАТУРА"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

По волнам зеркальных отражений
Исторические детективы Анны Поповой
Плоть мысли и крест небес

В Москве

Приближая красоту
На ВДНХ открылась необычная выставка мульткотов
Время Шьямалана
Новости литературы ВСЕ НОВОСТИ ЛИТЕРАТУРЫ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть