Соделайся чистым, моё сердце
26 апреля 2024
Виктор Иванов и галерея его имени отметят парный юбилей
25 апреля 2024
Даёшь квалификацию искусству агитации!
25 апреля 2024
XXIV Международный театральный фестиваль "Мелиховская весна" откроется "Вишневым садом" Мотои Миура
25 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

В Москве прошла передача в дар Бахрушинскому музею макета Николая Бенуа к опере "Богема"

Макет Н.Бенуа
Макет Н.Бенуа

В Москве 10 июня состоялась торжественная церемония передачи в дар уникального макета к опере "Богема" русского художника и сценографа Николая Бенуа Государственному центральному театральному музею им. А. А. Бахрушина. Организаторами мероприятия выступили Российско-Итальянский Форум-диалог по линии гражданских обществ и Центр кинофестивалей и международных программ, благодаря которым была осуществлена перевозка экспоната из Италии в Россию.

В этот день в Гранёной гостиной, где проходило торжественное мероприятие, собрались официальные лица, потомки семьи Бенуа и гости музея.
На торжественной церемонии в музее им. А. А. Бахрушина присутствовали:

  • Манилова Алла Юрьевна, статс-секретарь — заместитель Министра культуры РФ
  • Шумова Татьяна Владимировна, президент Центра кинофестивалей и международных программ.
  • Микеле Мисто, Первый Советник Посольства Италии в РФ, Отдела Прессы и Культуры
  • Глазунов Иван Ильич, ректор Российской Академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова, народный художник РФ, представитель семьи Бенуа
  • Родионов Дмитрий Викторович, генеральный директор Государственного центрального театрального музея им. А. А. Бахрушина.
Сам экспонат доставили в музей накануне. Его распаковали в присутствии экспертов музея, реставраторы оценили его состояние и наметили предварительный план восстановительных работ. В Бахрушинском музее находится одна из крупнейших коллекций макетов в мире — порядка 400 экземпляров. Макет Бенуа представляет особую ценность. Работ художника этого периода в государственных музеях России почти нет.


Отец Павел, А.Манилова, Т.Шумова, Д.Родионов и В.И.Меркулов (старший Советник отдела Италии МИД РФ)

Макет был создан Николаем Бенуа в 1946 году, когда он работал над сценографией оперы Джакомо Пуччини "Богема" в "Ла Скала". Это был первый спектакль, который состоялся после восстановления театра. В 1943 году во время войны здание попала бомба и оно было сильно разрушено.

Уникальный экспонат представляет из себя деревянный макет к первому акту оперы "Богема". Его размеры: длина — 100 см, высота — 77 см, глубина — 80 см. Николай Александрович сделал его своими руками. Макет в течение 15 лет был частью выставки музея при театре. В 1988 году, после смерти Николая Бенуа, его супруга Дизма Де Чекко попросила вернуть ей экспонат. Впоследствии его выкупил у вдовы Пьетро Питтаро — итальянский коллекционер и друг Николая Бенуа. Два года назад сеньор Питтаро решил передать его на родину художника — в Россию. Однако в планы итальянского мецената вмешалась пандемия COVID-19 и торжественную церемонию пришлось отложить до середины этого года. И вот, наконец-то, ценный экспонат прибыл в музей.


Видеообращение дарителя Пьетро Питтаро

"Я рада, что этот замечательный дар — макет Николая Бенуа — закончил свое долгое путешествие и остановился в этом прекрасном месте — государственном Театральном музее Бахрушина, — отметила Татьяна Шумова, Президент Центра кинофестивалей и международных программ. — Это не первый дар Пьетро Питтара России. В 2016 году во время работы Санкт-Петербургского Международного культурного форума он передал мольберт, рисунки, палитру, кисти и фотографии Александра Бенуа. Эти вещи, которые принимал президент Российской Федерации, отправились в наш замечательный музей семьи Бенуа в Петергоф. Мы очень благодарны итальянской стороне, которая содействует нашим культурным проектам".

Алла Манилова, статс-секретарь — заместитель Министра культуры Российской Федерации.

— Прекрасный повод собрал нас во флагманском театральном музее страны. Макет Бенуа — дар, безусловно, исторически очень важный. Это большой вклад в коллекцию не только нашего главного театрального музея, но и в музейный фонд Российской Федерации. В художественном смысле макет — шедевр, который даёт возможность присмотреться и понять, что такое классическая школа сценографии, театральной декорации. В российско-итальянских отношениях передача экспоната — важное событие. Маркер того, как удивительно глубоки наши культурные связи и насколько тесно сотрудничество людей, которые обеспечивают и олицетворяют взаимное тяготение культур. Наш контакт с Италией, конечно, является эталонным. Когда мы говорим о взаимодействии с другими странами, мы каждый раз вспоминаем, что должны приблизиться к тому уровню, который есть у нас в отношениях с итальянской стороной.
 
Отдельно Алла Юрьевна подчеркнула, что передача экспоната в этом году особенно важна: "В рамках перекрёстного года музеев доставка макета – ещё и очень трогательное событие, потому что это действительно бескорыстный дар человека, любящего Россию, не впервые передающего на историческую родину культурные ценности".
 
В этом году из-за ограничений, связанных с эпидемией коронавирусной инфекции, сеньор Питтаро не смог присутствовать на церемонии, но записал видеообращение, в котором поделился своими эмоциями: "Я рад, что смог передать макет Николая Бенуа в Театральный музей Москвы. В течение тридцати лет я был очень дружен с Николаем. Я счастлив, что этот экспонат, являющийся произведением искусства, будет храниться в Государственном Театральном музее в Москве. Николай Бенуа был великим театральным художником. Мало кто из сценографов создавал такие макеты. Я дарю макет Николая Бенуа к опере "Богема" русскому народу с великой радостью".

Макет по оценкам экспертов в удовлетворительном состоянии, однако, всё же требует определенной реставрации. Сразу после церемонии дарения он будет передан Академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова. По инициативе ректора Академии — Ивана Ильича Глазунова, потомка семьи Бенуа, макет будет отреставрирован художниками Академии.


И.И. Глазунов детьми

В завершение церемонии генеральный директор Государственного центрального Театрального музея им. А.А. Бахрушина Дмитрий Родионов рассказал об экспонате с точки зрения его культурной и исторической ценности: "Это замечательный макет весьма непростого исторического периода — послевоенного, когда "Ла Скала" восстанавливался из пепла, — пояснил Дмитрий Викторович. — И "Богема" — одна из первых постановок после войны. Спектакль о любви, о мечтах, о счастье. Сегодня мы понимаем, что макет можно смело отнести к шедеврам европейского театрального декорационного искусства XX века. В нём отражены все лучшие традиции театральной декорации XIX века, которые органично переходят в XX век".

Николай Александрович Бенуа (1901–1988) — русский художник, почётный член Академии художеств СССР. Развивал традиции сценографии Серебряного века.

Родился в Ораниенбауме в семье известного русского художника Александра Николаевича Бенуа и Анны Кинд. Дебютировал как сценограф в постановке пьесы "Пер Гюнт" Г. Ибсена в Петроградском академическом драматическом театре, а в 1923 г. — в Академическом театре оперы и балета с декорациями к балету К. Глазунова "Времена года".

В 1925 г. Николай Александрович переехал в Милан. В 1926 г. в театре "Ла Скала" исполнил эскизы декораций и костюмов к опере "Хованщина", которые высоко оценил главный дирижер театра Артуро Тосканини.

В 1927–1932 гг. Николай Бенуа жил в Риме, где работал сценографом в Римском королевском оперном театре (оформил 26 спектаклей), получил итальянское гражданство. С 1936 по 1970 гг. работал директором художественно-постановочной части оперного театра "Ла Скала" (более 130 постановок; часть оформил со своим отцом Александром Бенуа). Оформлял спектакли и в других театрах Италии, а также в Париже, Берлине, Буэнос-Айресе, Москве; работал художником кино.
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "МУЗЕИ"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Соделайся чистым, моё сердце
Виктор Иванов и галерея его имени отметят парный юбилей
Даёшь квалификацию искусству агитации!

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости музеев ВСЕ НОВОСТИ МУЗЕЕВ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть