"Кольцо рук", "Часы" и "Мой белый ангел": инклюзивный коллектив покажет новые постановки в Москве
19 апреля 2024
В Пскове пройдет показ мультимедийного спектакля "Псков – город-воин"
19 апреля 2024
Секрет "Ревизора" Театра Олега Табакова
19 апреля 2024
Вековой юбилей бестселлера Станиславского
19 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

В Третьяковке раскрыта тайна детского портрета кисти Дмитрия Левицкого

Речь идет о "Портрете Ф. П. Макеровского в маскарадном костюме", чье авторство вызывало сомнения.

Автор: Ревизор.ru
Фото: МК.ру
Фото: МК.ру
Сотрудники МФТИ и Института общей и неорганической химии РАН устроили необычное исследование шедевра Третьяковской галереи – картины 1789 года "Портрет Ф. П. Макеровского в маскарадном костюме".

Картина считалась поздним произведением портретиста Дмитрия Левицкого, одной из лучших его работ, редким образцом детского парадного костюмированного портрета в русской живописи. Вместе с тем полотно вызывало у специалистов вопросы. Неоднородность грунтовой основы холста давала повод подозревать, что какие-то части фигуры ребенка писал не Левицкий. Особенно спорной была часть ниже колен – изначально полотно было составлено из трех частей. Имелись версии, что средняя и нижняя вставки портрета принадлежат не кисти Левицкого.

Портрет Фавста Петровича Макеровского долгое время выставлялся в основной экспозиции Третьяковки. За эти годы накопились повреждения холста. Портрет нуждался в реставрации, а также искусствоведам не давал покоя вопрос об авторстве картины.

Подтвердить или опровергнуть версию о вмешательстве чужой руки в творческий процесс Левицкого было решено современными инструментальными методами. Ради этого создали коллаборацию из искусствоведов, физиков и химиков, которым было поручено определить структуру полотна и элементы его состава.

На первом этапе картину исследовали рентгеновским облучением прямо в Третьяковской галерее. На фото видны места, подвергавшиеся рентгеновской "просветке". Этот этап показал, что грунт верхней части картины двухслойный: нижний слой состоит из каолиновой глины, верхний — из свинцовых белил.

Но для того, чтобы изучить структуру грунта в нижней, спорной части холста, специалистам пришлось взять микропробы. Образцы краски и грунта подвергли детальному анализу при помощи электронной микроскопии и спектроскопии. Грунт двух нижних вставок состоял из одного слоя, что усилило интригу. Но последующие исследования выявили, что нижний слой грунта дополнительных частей холста также состоит из каолиновой глины и нанесен самим Левицким. Швы, соединяющие части холста, несмотря на некоторые различия, были идентичны. Был сделан вывод, что в процессе работы над портретом его создатель надставлял полотно, и ему не хватило времени нанести на дополнительные вставки два слоя грунта. Вопросы об авторстве картины сняты.

Сейчас картина передана реставраторам Третьяковки, после реставрации "Портрет Ф. П. Макеровского в маскарадном костюме" вернется в основную экспозицию галереи.
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "МУЗЕИ"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

"Кольцо рук", "Часы" и "Мой белый ангел": инклюзивный коллектив покажет новые постановки в Москве
В Пскове пройдет показ мультимедийного спектакля "Псков – город-воин"
Секрет "Ревизора" Театра Олега Табакова

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости музеев ВСЕ НОВОСТИ МУЗЕЕВ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть