Призвание Арбата
5 июля 2025
Андрей Гулидов. Образ на битом стекле (Acoustic Version)
4 июля 2025
III Московский летний музыкальный фестиваль "Зарядье" завершится кантатой Карла Орфа "Кармина Бурана"
4 июля 2025
Курить в аэропорту Пулково стало очень дорого
4 июля 2025

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

В Третьяковке раскрыта тайна детского портрета кисти Дмитрия Левицкого

Речь идет о "Портрете Ф. П. Макеровского в маскарадном костюме", чье авторство вызывало сомнения.

Автор: Ревизор.ru
Фото: МК.ру
Фото: МК.ру
Сотрудники МФТИ и Института общей и неорганической химии РАН устроили необычное исследование шедевра Третьяковской галереи – картины 1789 года "Портрет Ф. П. Макеровского в маскарадном костюме".

Картина считалась поздним произведением портретиста Дмитрия Левицкого, одной из лучших его работ, редким образцом детского парадного костюмированного портрета в русской живописи. Вместе с тем полотно вызывало у специалистов вопросы. Неоднородность грунтовой основы холста давала повод подозревать, что какие-то части фигуры ребенка писал не Левицкий. Особенно спорной была часть ниже колен – изначально полотно было составлено из трех частей. Имелись версии, что средняя и нижняя вставки портрета принадлежат не кисти Левицкого.

Портрет Фавста Петровича Макеровского долгое время выставлялся в основной экспозиции Третьяковки. За эти годы накопились повреждения холста. Портрет нуждался в реставрации, а также искусствоведам не давал покоя вопрос об авторстве картины.

Подтвердить или опровергнуть версию о вмешательстве чужой руки в творческий процесс Левицкого было решено современными инструментальными методами. Ради этого создали коллаборацию из искусствоведов, физиков и химиков, которым было поручено определить структуру полотна и элементы его состава.

На первом этапе картину исследовали рентгеновским облучением прямо в Третьяковской галерее. На фото видны места, подвергавшиеся рентгеновской "просветке". Этот этап показал, что грунт верхней части картины двухслойный: нижний слой состоит из каолиновой глины, верхний — из свинцовых белил.

Но для того, чтобы изучить структуру грунта в нижней, спорной части холста, специалистам пришлось взять микропробы. Образцы краски и грунта подвергли детальному анализу при помощи электронной микроскопии и спектроскопии. Грунт двух нижних вставок состоял из одного слоя, что усилило интригу. Но последующие исследования выявили, что нижний слой грунта дополнительных частей холста также состоит из каолиновой глины и нанесен самим Левицким. Швы, соединяющие части холста, несмотря на некоторые различия, были идентичны. Был сделан вывод, что в процессе работы над портретом его создатель надставлял полотно, и ему не хватило времени нанести на дополнительные вставки два слоя грунта. Вопросы об авторстве картины сняты.

Сейчас картина передана реставраторам Третьяковки, после реставрации "Портрет Ф. П. Макеровского в маскарадном костюме" вернется в основную экспозицию галереи.
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "МУЗЕИ"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Призвание Арбата
Андрей Гулидов. Образ на битом стекле (Acoustic Version)
III Московский летний музыкальный фестиваль "Зарядье" завершится кантатой Карла Орфа "Кармина Бурана"

В Москве

"Не бойся — проживи!". Концерт актрисы "Московского театра поэтов" Арины Чекановой.
Герой или подонок?
День воссоединения Крыма с Россией: как празднуют 11-ю годовщину
Новости музеев ВСЕ НОВОСТИ МУЗЕЕВ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть