Яркий и обстоятельный рассказ о самобытном явлении, родившемся на заре трудного становления Советской власти, ждёт посетителей открывшейся выставки. Агитационно-пропагандистская деятельность молодых Советов нашла в плакатном искусстве “Окон сатиры Российского телеграфного агентства (РОСТА)” высокохудожественное воплощение благодаря неординарным личностям, которые своей работой оставили нам своеобразный памятник революционной эры.
Владимир Маяковский, поэтический рупор своего времени, писал в “Прошу слова”:
Это протокольная запись труднейшего трёхлетия революционной борьбы, переданная пятнами красок и звоном лозунгов.
Поэт-новатор, безошибочно чувствующий эпоху перемен, Маяковский искал формы и стиль “Окон”, доступные и понятные всем и каждому, чтобы приковать внимание “бегущей толпы” остротой агитационного лозунга. Его гениальная натура, талант Казимира Малевича, Михаила Черемных, других поэтов, писателей и художников, сотрудничавших с РОСТА, выбрали особый формат народного лубка и частушки. Сам Маяковский восклицал в “Только не воспоминания”:
“Окна Роста” - фантастическая вещь. Это обслуживание горстью художников, вручную, стопятидесятимиллионного народища. Это телеграфные вести, моментально переделанные в плакат, это декреты, сейчас же распубликованные частушкой.
“Окна РОСТА” были не просто разрозненными плакатами с рисунками и текстами, а единством стихотворных строк и иллюстраций, последовательно раскадрированных рассказов в картинках. Такие авангардные комиксы мощно вбрасывали необходимую идею в сознание масс. Плакаты-агитки выставлялись в самых оживлённых местах советских городов. Сатирические карикатуры лубочной живописи, подписанные лапидарными двустишиями поэта революции, ярко пылали в окнах магазинов, в агитационных пунктах, на вокзалах, в поездах.
Насыщенная экспозиция включает кроме самих плакатов, исторические документы1918–1921 годов, фотографии, кинохронику, скульптуру, мемориальные вещи и предметы агитискусства (фарфор, текстиль). Государственный архив Российской Федерации в прошлом году оцифровал и атрибутировал плакатное наследие. Три комплекта “Окон РОСТА”, автором которых является В.В. Маяковский, украшают экспозицию. Всего для выставки отобрано 30 наиболее ярких образчиков“Окон РОСТА”. Впервые коллекция сохранившихся в ГА РФ плакатов презентуется в таком объёме.
Личные вещи Владимира Маяковского дополняют впечатление о поэте, детально конкретизируя образ человека, и привносят дух времени. Пальто, шляпа, шапка, джемпер, галстук-бабочка выставлены в витринах. Организаторы сложили рукав джемпера таким образом, чтобы подчеркнуть протёртый локоть у хозяина вещи. Рядом расположили фото поэта в этом джемпере, сидящим с супружеской четой Бриков.
Пять тематических разделов посвящены: Истории создания Российского телеграфного агентства (РОСТА), личности Маяковского, Гражданской войне, борьбе с голодом и разрухой, плану ГОЭЛРО. 8 съезд Советов - финальная точка в выставочном повествовании. Плакатная тематика также выявила сегодняшнюю актуальность: помощь фронту и Донбасским землям, кризис в Европе, противостояние с Польшей и другие.
Одним из бенефициаров открывшейся выставки стало Информационное агентство России ТАСС. Это настоящий подарок к его 120-летнему юбилею, ожидаемый уже давно. Об этом заявил генеральный директор ТАСС Андрей Кондрашов. Он поблагодарил всех, причастных к открытию знаменательной выставки. В марте 1935 года по постановлению ВЦИК и СНК РСФСР функции РОСТА были переданы ТАСС.
В завершении торжественного открытия выставки многочисленным гостям была предложена музыкально-поэтическая инсценировка в исполнении артистов Dead poets band.
Организаторами выставки выступили: Федеральное архивное агентство, Российское историческое общество, Информационное агентство России ТАСС.
Участниками проекта стали: Государственный архив Российской Федерации (координатор проекта), Российский государственный архив социально-политической истории, Российский государственный военный архив, Российский государственный архив кинофотодокументов,
Российский государственный архив литературы и искусства, Российский государственный архив экономики, Государственный исторический музей, Государственный музей В. В. Маяковского, Волгоградский музей изобразительных искусств им. И.И.Машкова, Частная коллекция семьи художника Н. Д. Виноградова.