Воспитание театром
17 мая 2024
От идеи до реализации – один грант!
17 мая 2024
Сто лет "Мурзилке"!
17 мая 2024
Курс повышения квалификации ВФТМ
17 мая 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

Дорогой жизни. Уникальные сюжеты выставляются в Рязани.

Выставка из фондов Рязанского художественного музея к 80-летию снятия блокады Ленинграда.

Автор: Ревизор.ru
Н. Новосельская. На работу. Фото предоставлено Рязанским художественным музеем.
Н. Новосельская. На работу. Фото предоставлено Рязанским художественным музеем.

27 января 1944 года – день полного снятия фашистской блокады Ленинграда, длившейся без малого девятьсот дней. Осмысление трагедии и подвига этого русского города в искусстве началось сразу и продолжается до сих пор. Выставка из фондов Рязанского художественного музея им. И. П. Пожалостина, открытая к памятной дате, включает произведения мастеров, живших и творивших в осаждённом городе: Я. Николаева, В. Серова, А. Остроумовой-Лебедевой, П. Шиллинговского, А. Пахомова, М. Платунова, Н. Новосельской.

Незадолго до падения Шлиссельбурга, которое 8 сентября 1941 года окончательно отрезало Ленинград от суши, в газете "Правда" появилось стихотворение Джамбула Джабаева "Ленинградцы, дети мои!" в переводе М. Тарловского. Строки послания-поддержки казахского поэта прозвучали накануне уготованных ленинградцам жестоких испытаний. Эти испытания, виденные своими глазами, ленинградские художники отразили в полотнах, гравюрах, литографиях.

В дистрофичной фигуре мужчины на картине Николаева "После обстрела" автор изобразил самого себя; за ним и лежащим на снегу убитым рисуется здание Академии художеств. Холст "На оборонных работах" Серова напоминает о рытье окопов и противотанковых рвов гражданским населением города летом 1941 года. В период блокады Серов был председателем Ленинградского союза советских художников, проявив на этом посту незаурядные способности и мужество. Здание ЛССХ на улице Герцена, где шла активная работа над наглядной агитацией, для многих стало тогда не только мастерской, но и домом.

В марте–апреле 1942 года выживших в течение страшной зимы горожан мобилизовали на очистку улиц от снега и нечистот, необходимую ради предотвращения эпидемий. Пахомов принимал в ней участие и одновременно, по словам одного из его коллег, "внимательно примечал и образно задумывал как рисовальщик", создав в итоге один из своих знаменитых эстампов. Мужчины на фронте, поэтому трудятся исхудалые женщины и подростки. Таких же женщин зритель видит на линогравюре Новосельской, выполненной по впечатлениям блокадной юности.

Помимо людей, героем художественных произведений предстаёт сам город. В записях очевидцев не раз встречаются слова о необыкновенной красоте безлюдного и заснеженного Ленинграда. "Он был торжественно грозен…" – писал Платунов, которому в 1942 году удалось сделать серию пейзажных и жанровых гуашей. Отдельные мотивы серии позже получили воплощение в литографии. Иначе, через ассоциации с классическим искусством, трактует образ города на Неве Шиллинговский. В его маленьких гравюрах на дереве явлена некая величественная катастрофа сродни гибели античного мира под натиском варваров. Цикл "Осаждённый город" стал для Шиллинговского последним – в 1942 году график умер от истощения. Присутствовавшая на памятном заседании в его честь Остроумова-Лебедева отметила в дневнике, что многих знакомых художников и искусствоведов там не узнала: "так они от голодовки изменились…"

Вместе с Ленинградом большие потери понесли его пригороды: Царское Село, Петергоф, Павловск, Гатчина. Работы московского мастера И. Соколова посвящены павловским и петергофским памятникам. Полуразрушенные, осквернённые оккупацией на момент создания линогравюр (1944), Соколовым они показаны невредимыми. И действительно, благодаря воле советского правительства, а также самоотверженности музейных сотрудников и реставраторов немалую часть дворцово-парковых ансамблей удалось восстановить в краткие сроки. Так, петергофский фонтан "Самсон" был открыт уже в 1947 году.

Завершает выставку изображение Александра Невского кисти П. Алякринского. Князь и полководец стал в Великую Отечественную войну одним из символов героического прошлого нашей страны. В 1942 году учредили орден его имени. Для Ленинграда Александр Невский важен вдвойне. Святой благоверный князь, чьи мощи хранятся в Александро-Невской лавре, является небесным защитником города, и недаром в своём пасхальном послании 1942 года митрополит Ленинградский Алексий говорил о 700-летии Ледового побоища. Слова эти о победе Александра Невского над немецкими рыцарями оказались пророческими.
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "МУЗЕИ"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

Воспитание театром
От идеи до реализации – один грант!
Ляля Анпилогова. Студентка 3-его курса Школы-Студии МХАТ. Исполнительница роли Лики в спектакле "Белый Вальс" на малой сцене театра Пушкина.

В Москве

Молодые выпускники "Академии А. Белова и О. Кормухиной" дадут музыкальный квартирник "Встречаем лето"
Премьера спектакля "Добыть Тарковского" в московском театре "Пространство "Внутри"
"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Новости музеев ВСЕ НОВОСТИ МУЗЕЕВ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть