XXIV Международный театральный фестиваль "Мелиховская весна" откроется "Вишневым садом" Мотои Миура
25 апреля 2024
"ДУБРОВСКИЙ" Александра Пушкина в театре "Сатирикон" (Дворец на Яузе). Режиссер Яков Ломкин.
25 апреля 2024
Мировая война. Из рукописи писательницы Анастасии Алексеевны Вербицкой.
24 апреля 2024
Испанские страсти. Спектакль "Севильский цирюльник".
24 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

Ностальгия по потерянному раю и ужасы Апокалипсиса

В Западном крыле Новой Третьяковки Музей AZ представил выставочный проект "Свободный полет"

Фото: пресс-служба Музея AZ
Фото: пресс-служба Музея AZ

"Каждый век имеет своё средневековье", - писал Станислав Ежи Лец. После посещения выставки "Свободный полет" у меня возникло ощущение, что каждый век имеет не только свое средневековье, но и античность, возрождение и, увы, апокалипсис. Эстетические воззрения Арсения Тарковского, Дмитрия Плавинского, Дмитрия Краснопевцева, Владимира Немухина, художников-авангардистов и музыкантов ХХ-го века совпадают с музыкой Иоганна Себастьяна Баха, картинами мастеров Возрождения и философов древности. Печаль и боль о красоте, ушедшей и потерянной, объединяет всех представленных героев выставки.

Печаль и боль по красоте божественной и человеческой пронзила и меня при просмотре знаменитых кадров фильма Андрея Тарковского "Андрей Рублев". В который раз я испытываю то дивное потрясение и волнение, которое всегда возникает при восприятии произведений настоящего искусства, того, где важно созидание, милосердие, достигавшиеся порой неимоверными душевными страданиями и растратами. Красоту божественную наблюдаешь каждый раз при виде Анатолия Солоницына (Андрей Рублев), актер молчал 3 месяца, готовясь к роли, к самой ответственной сцене фильма. И это тоже подвиг во имя истины.

Красота божественная, созданная в том числе и человеческими руками, ощущается в великих архитектурных памятниках России — храмов, церквей, монастырей. Сколько их было у нас — во Владимирской и Костромской областях, на русском Севере и в Сибири.  А если ты взойдёшь в импровизированную на выставке часовню, то отобразятся лики тех, кто вложил в фильм, полный страстей, душу — Ролан Быков, Юрий Никулин, Николай Сергеев, Николай Бурляев, Ирма Рауш. 

И если в "Андрее Рублеве" есть человек и есть красота, то отсутствие человека, его не-пребывание в природе и мире, его оторванность от травы и деревьев, ветра и солнца сопровождает тебя в зале "Предвидение". Арсений Тарковский предвидел грядущую катастрофу еще до появления Чернобыля. Опустошённость и покинутость сквозят в фотокадрах из "Сталкера" и работах Петра Беленка, советского художника и скульптора. Человек бежит от Земли, от планеты, спасается, зависает между мирами. Он не на Земле и не с природой, первозданной красотой. Человек исчезает и в работах советских художников-авангардистов 60-х годов прошлого века, превращаясь лишь в его подобие — карточное, масочное. И часто человека просто нет. 


Фото: пресс-служба Музея AZ 

Неумолим бег времени, на пороге год 1986. Перед моим взором возникает зеркало (и в памяти всплывает ещё один фильм великого режиссера). Работы фотожурналиста Виктории Ивлевой, выполненные внутри 4-го реактора ЧАЭС в 1990 году, облетевшие весь мир, всматриваются и вглядываются в фотокадры фильма "Сталкер" — одна страшная страгедия отображается в другой.


Фото: пресс-служба Музея AZ

В "Предвидении" я только приблизилась (хотя накал эмоций был сильным) к трагедии существования человека на Земле, но в "Новом полёте на СОЛЯРИС" человека не оказалось совсем. Планеты, звезды, космические дали, необычайные и невиданные растения сошли с работ Владимира Немухина и Юло Соостера. Казалось бы, человека больше не будет, но присутствует в зале скульптурное распятие Эрнста Неизвестного — Иисуса Христа, сына Божьего, ставшего искупительной жертвой за грехи человеческие. Быть может, нам и дано вновь возродиться в том космическом пространстве...? Ибо есть нужда в возрождении. "Ты должна сделать добро из зла, потому что его больше не из чего сделать", - гласит эпиграф к "Пикнику на обочине". Да поможет нам "Свободный полет"!

Выставка работает до 22 сентября 2019 года 


Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "МУЗЕИ"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

XXIV Международный театральный фестиваль "Мелиховская весна" откроется "Вишневым садом" Мотои Миура
Ян Сибряев: "Нас учат не играть кого-то, а присвоить себе боль героев".
"ДУБРОВСКИЙ" Александра Пушкина в театре "Сатирикон" (Дворец на Яузе). Режиссер Яков Ломкин.

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости музеев ВСЕ НОВОСТИ МУЗЕЕВ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть