Степан Степашкин. Работа Е. Каширина. Фото: culture-rzn.ru
Как рассказали в музее, Фотовыставка посвящена 100-летию со дня рождения искусствоведа, члена Союза художников СССР, директора художественного музея (1958 – 1987) Степана Михайловича Степашкина, который внёс самый большой вклад в развитие музея за все 110 лет со дня его основания.
Родился С.М. Степашкин 10 августа 1923 года в крестьянской семье, которая пережила трагедию раскулачивания в 1930-е годы. В августе 1942 года был призван на фронт. Принимал участие в боях под Сталинградом в качестве рядового-связиста, форсировал Днепр в составе 1-го Украинского фронта, дважды был тяжело ранен. Демобилизован в мае 1946 г. Возвратившись домой, в Рязань, поступил на 2-й курс художественного училища, которое закончил с отличием в 1950 году. Продолжил образование в Ленинграде, на заочном отделении Института им. И.Е. Репина (1951-1958). С 1954 года работал в Рязанском художественном музее экскурсоводом, научным сотрудником, а в 1958 году назначен директором.
За более чем три десятилетия служения своему делу Степану Михайловичу, девизом которого было "любить музей в себе, а не себя в музее", удалось создать высокопрофессиональный коллектив сотрудников, в котором каждый внес свою лепту в развитие "рязанской Третьяковки". За период работы Степашкина собрание музея увеличилось в пять раз, достигнув более 10 тысяч единиц хранения, тогда же созданы коллекции древнерусского и народного, декоративно-прикладного и советского искусства, фонд работ рязанских художников. Впервые были изданы альбом музея и каталог русской живописи, комплекты открыток шедевров музея. Велик вклад С.М. Степашкина в консолидацию творческих сил города во всех сферах искусства – художников, писателей, журналистов, актеров и музыкантов. Сам Степан Михайлович считал "основной, наиболее значительной заслугой" своего директорства, то, что "… был отвоеван, реставрирован, приспособлен Дом Рюмина" (городской особняк местного купца и мецената, благотворительной деятельностью заслужившего себе чин статского советника и потомственное дворянство, в котором в советские годы разместился Рязанский художественный музей). Размещение картинной галереи в этом нарядном здании, стоящем посреди специально оборудованного парка, как писал Степашкин в своих мемуарах, "дало возможность Рязанскому художественному музею стать одним из лучших музеев страны…"
Выйдя на пенсию в 1987 году, С.М. Степашкин до последнего, 94-го, года жизни сохранял ясный ум и прекрасную память. Он не оставлял вниманием своё детище – музей, постоянно интересуясь происходившими там изменениями, общаясь с сотрудниками, работая над мемуарами. В библиотеке музея хранится огромное количество его рукописных материалов по истории музея, воспоминания о художниках, культурной жизни города в целом. Написаны они очень живо и эмоционально, стремительным энергичным почерком.
Харизматичность и обаяние личности, влюблённость в профессию, бескорыстие и доброжелательность и в то же время прямота, принципиальность,вера в идеалы служения Отечеству снискали Степашкину высокий авторитет и уважение не только в среде профессионалов. Хорошо разбираясь в людях, Степан Михайлович находил подход к начальникам самых разных уровней, не заискивая, а добиваясь поставленных целей своей настойчивостью, самоотверженной и подвижнической деятельностью на благо музея.
Евгений Каширин. Фото: rv-ryazan.ru / кадр из видеофильма "Евгений Каширин", 2018. Музейная атмосфера привлекала ярких личностей самых разных профессий, в том числе фотографов. Одним из них был
Евгений Николаевич Каширин, Женя, как его называли многочисленные друзья, почитатели, ученики. Этого фотохудожника знали не только се в Рязани. Круг интересов Каширина был поистине неисчерпаем, но главным для него был мир художников. Работа в мастерских, открытия выставок, немудрящий быт и непростые взаимоотношения запечатлены камерой фотохудожника с точностью и искренностью очевидца. Степашкин очень высоко ценил Женины фотоработы и писал о нём: "Каширин – художник одарённый, трудолюбивый, ищущий, стремящийся многое узнать, познать, ко многому дойти самому, на многое иметь собственные взгляды, суждения, понятия…"
Так на фотовыставке встретились две яркие личности художественной жизни Рязани второй половины XX – начала XXI веков, стоящие по разные стороны объектива. Вечная им память!