Госпожа Голикова назвала цифру: около 13 миллионов молодых россиян в указанном возрастном диапазоне. Все они – потенциальная аудитория проекта. В будущем году средства "Пушкинской карты" получат те же ребята и девушки, что и в этом году, если не выйдут из нужного возраста. По словам вице-премьера, молодым людям предоставлено право решать, какие учреждения культуры посещать с поддержкой государства, поэтому значение первостепенной важности обретает репертуар и контент культурных объектов.
Вице-премьер также указала, что проект позволит учреждениям культуры получить дополнительное финансирование в дополнение к устанавливаемому государством заданию, но пока не ясно, о какой сумме может идти речь.
Министр культуры России Ольга Любимова на презентации подчеркнула, что на сегодня уже более 1300 учреждений культуры заявили для участия в проекте "Пушкинская карта" более 7 тысяч мероприятий. При этом количество участников программы быстро растет.
Дмитрий Бак, директор ГМИРЛИ имени В.И. Даля, также написал в своем facebook пост о состоявшейся пресс-конференции по проекту "Пушкинская карта". По мнению Дмитрия Петровича, реакция общественности на него недвусмысленная - положительная. Для этого он видит несколько факторов.
Дмитрий Бак. Фото: pravmir.ru
Во-первых, программа предлагает новую систему поддержки музеев, театров и прочих учреждений культуры: "не просто "выделение средств", а стимулирование развития". Он подсчитал, что только до конца года в рамках помощи потенциальным посетителям музеев и пр. отрасль получит 39 миллиардов рублей. А в будущем году эта сумма еще возрастет.
Во-вторых, Бак обратил внимание на полезность программы для юношества и молодежи. "Возраст 14 лет – это не только момент получения паспорта, наступление периода, когда молодой человек или девушка в большей степени могут самостоятельно управлять своим поведением, в ряде мест появляться без сопровождения взрослых и т.д. Но дело не только в этом. Согласно всем социологическим измерениям, как раз в возрасте до 13 лет Россия по-прежнему остается "самой читающей страной в мире", у нас бурно развиваются детская литература и "детское книгоиздание" - неспроста 37-й Всемирный конгресс детской книги буквально через неделю (10 сентября) откроется именно в Москве. Именно в 13 лет происходит прыжок статистики, чтение резко уходит с горизонта, снижается роль "семьи и школы" в организации чтения и т.д. Причины - суперпонятны: выдвижение на первый план визуального в сравнении с вербальным. И в этот-то момент, наряду со свободным и манящим доступом в "Тик-Ток" появляется по еще не очень манящий, но долженствующий стать таковым – доступ в учреждения культуры". Бак отметил, что в сохранении привычки и "моды" на чтение среди молодых людей ключевая роль принадлежит литературным музеям, в особенности ГМИРЛИ имени Даля.
В-третьих, Бак отметил, что объединение в одну группу участников проекта "Пушкинская карта", школьников и студентов, является важнейшим вызовом для музеев, потому что детские программы в музейной среде распространены не так, как в других отраслях искусства, несмотря на общественный запрос. Специалист привел в пример месячные очереди на групповое посещение Дома-музея Корнея Чуковского в Переделкине, существовавшие в допандемийные времена, или народную любовь в программам детского центра "Арка Марка" на Зубовском бульваре или Дома-музея А.Н. Толстого. В глазах Дмитрия Бака, проект "Пушкинская карта" позволит по новому "таргетировать" музейные проекты для юношества в сторону перформативности, объединения вербальных и визуальных практик.
В заключение Дмитрий Бак похвалил масштабируемость проекта "Пушкинская карта", его способность не просто модифицировать существующие культурные ресурсы согласно новой реальности, но и строить новые ресурсы с ее учетом. Он видит "Пушкинскую карту" как прорывную идею не "планового развития" культуры в виде набора услуг, а в виде системы гибкого баланса между спросом и предложением и даже управления спросом.