Фото: Музей-заповедник "Коломенское"
Экспозиция развернута в Большом выставочном зале Дворца царя Алексея Михайловича. Тут представлено более 120 экспонатов, среди которых: оружие, мебель и бытовые предметы петровской эпохи, уникальные иконы, портреты государя и его соратников.
Место проведения выставки "Петр I. Мифы и легенды" выбрано неслучайно: именно во Дворце своего отца царя Алексея Михайловича маленький Петр изучал грамоту и другие науки. В зрелые годы царь бывал во дворце многократно и заботился о сохранении здания. Сейчас это историко-художественная реконструкция, и внешний облик, и внутренняя планировка которой максимально соответствуют дошедшим до нас изображениям и обмерам этого уникального сооружения.
Петр Великий – один из самых популярных русских правителей, при этом самый противоречивый из них. Всего за четверть века ему удалось изменить огромную страну.
Экспозиция состоит из четырех разделов, каждый из которых раскрывает и разоблачает мифы о царе-реформаторе, показывает многогранность и неоднозначность образа Петра и подчеркивает его беспрецедентную роль в истории России.
Первый раздел знакомит с легендами, связанными с рождением Петра Алексеевича. В нем можно увидеть колыбель, в которой, по преданию, лежал младенец-царевич, и другие экспонаты, связанные с его детством.
Во втором разделе особое внимание уделено поездке Петра в Европу в составе "Великого посольства" в 1698 году и крутым мерам по европеизации подданных, жестоким казням, последовавшим после этого. Все это породило негативный миф о Петре царе-антихристе, который жив до сих пор.
На выставке представлены более двадцати предметов из собрания музея-заповедника "Коломенское", которые публика увидит впервые. Среди них удивительная икона, подлинный шедевр – "Спас Великий Архиерей" (конец XVII века). Именно образ Вседержителя, Царя небесного был в центре внимания русских людей допетровской эпохи.
Но при Петре I не благочестие, а служба государству стала высшей добродетелью. Он оценивал своих подданных не по знатности, а "по годности" — эффективности и профессионализму, как сказали бы сегодня. Об этом рассказывает третий раздел экспозиции. Здесь же можно увидеть, как изображал царя простой народ, придворные живописцы, а также книги, напечатанные по указам Петра I. В редактировании многих из них он принимал активное участие, например, Воинского устава 1719 года.
В XIX веке к правлению первого императора стали подходить более взвешенно, оценивая его роль в исторической перспективе, стараясь учитывать одновременно и светлые, и темные стороны его правления. Заключительный раздел выставки рассказывает о пространстве конкурирующих мифов о Петре, в том числе о столкновении базового "государственнического" и мифа об "антихристе", перелицованного авторами "Серебряного века".
Объединенный музей-заповедник входит в недавно созданную Ассамблею петровских музеев, которая объединяет 110 учреждений по всей стране с целью сохранения петровского наследия. Имя первого российского императора Петра I тесно связано с Коломенским: здесь представлены архангельский Домик Петра I – единственный в Москве мемориальный музей, посвященной царю-реформатору, и точная копия Голландского домика Петра I из Заандама.
Специально к открытию был разработан путеводитель "Петровские линии", в котором особое внимание уделено местам, связанным с именем легендарного правителя, расположенным на территории музея-заповедника "Коломенское" и усадьбы "Измайлово".
Выставка будет работать до 9 октября.