Нина Молева. Фото: Фотоархив журнала "Огонёк" / Коммерсантъ
Как пишет "Ъ" сегодня, 14 февраля, первое сообщение о смерти Молевой поступило из пресс-службы федерального Минкульта.
Нина Молева была доктором исторических наук и кандидатом искусствоведческих наук, состояла в СП России и Союзе художников России. Она занималась изучением истории русского и зарубежного искусства. Была автором десятков монографий и научных статей. Среди них – книги о таких русских живописцах, как Иван Никитин, Федор Рокотов, Дмитрий Левицкий. А еще Нина Молева написала труд "В саду времен. 150 лет фамильной коллекции Элия Белютина", посвященный той самой коллекции, которая сейчас так волнует общественность. Эту книгу Молева создавала еще в советскую пору, когда работала инструктором по вопросам культуры в ЦК КПСС.
По данным "МК", Нина Молева с 1955 года была женой художника-авангардиста Элия Белютина, основателя художественной студии "Новая реальность". Он был в числе тех деятелей искусства, кого Никита Хрущев "разносил" во время выставки в Манеже в 1962-м году. К слову, знатоки мемуаров Хрущева говорят, что в них он раскаялся в своей грубости по отношению к авангардистам. Бывший генсек утверждал, что его ввели в заблуждение относительно эстетической ценности этих работ, а сам он, мол, слабо понимал в искусстве, будучи по происхождению крестьянином.
Нина Молева. Фото: Мария Москвичева / МК.ру
В книге Нины Молевой было сказано, цитирует "МК": "Заложенная в 1860-х годах художником Конторы императорских театров антрепренером И.Е. Гриневым, коллекция и по сей день пополняется его внуком – живописцем русского авангарда Элием Белютиным". Супруги десятилетиями жили в окружении картин и иных шедевров, которые занимали весь их дом. Молева перечисляла, что в собрании находятся работы Да Винчи, Веласкеса, Тициана, Рембрандта, Микеланджело, Рубенса, Тинторетто, Ван Дейка, Эль Греко, античные статуи, стол, принадлежащий Савве Морозову, мебель из Версаля и другие раритеты. Это подтверждают и другие источники, например, французский еженедельник L’Express в 2007 году тоже называл в числе сокровищ Белютина произведения Ван Дейка, Рубенса, Мурильо, Эль Греко, Леонардо да Винчи, Тициана и мебель, изготовленную в XVII—XVIII веках.
Только полотен среди всего этого богатства было около двухсот. Владелица оценивала коллекцию примерно в 2 миллиарда долларов.
Элий Белютин скончался 27 февраля 2012 года. Вдова Нина Молева унаследовала его коллекцию. Она хотела завещать её России. Однако, по словам самой хозяйки, выяснилось, что в нашей стране по закону завещать что-то можно только физическому лицу или учреждению, но не государству. С подобной правовой коллизией, с невозможностью завещать свое наследие "всем", столкнулся во время оно еще
Лев Николаевич Толстой.
Нина Молева решила затруднение просто. В апреле 2013 года она передала коллекцию в дар по завещанию президенту Владимиру Путину как юридическому представителю России.
Казалось бы, сейчас, отдав дань уважения бескорыстной пожилой даме, можно лишь порадоваться тому, какая роскошная коллекция артефактов поступила в распоряжение нашего государства. Но есть нюансы, которые тоже не укрылись от прессы.
Эту картину приписывают кисти Леонардо да Винчи. Фото: Мария Москвичева / МК.ру.
Еще в 1990-х года эксперт Эрик Тюркен, по данным "МК", говорил, что в коллекции Белютина лишь "десяток более или менее интересных картин". Пушкинский музей отказался принять в дар картины еще при жизни самого коллекционера, сославшись на то, что они не представляют исторической и музейной ценности. Мэр Москвы Юрий Лужков тоже получил от семейной четы предложение принять коллекцию на баланс Москвы и выстроить для ее размещения отдельный музей. Однако Лужков отверг такую возможность.
СМИ предполагают, что Минкультуры РФ должно собрать экспертную комиссию и заново оценить наследство Белютина – Молевой. Последующие шаги будут зависеть от выводов экспертов.