"Русский вернисаж. Из частных коллекций"
27 апреля 2024
Страсти по Марку. Барочная реконструкция
27 апреля 2024
"Путь в Эдем": спектакль выпускной мастерской режиссерского факультета в ГИТИСе
26 апреля 2024
Соделайся чистым, моё сердце
26 апреля 2024

Путешествия

Новый раздел Ревизор.ru о путешествиях по городам России и за рубежом. Места, люди, достопримечательности и местные особенности. Путешествуйте с нами!

27 февраля 2024 14:16

Выставка "Художник слова" в Рязанском художественном музее

Мероприятие приурочено к 215-летию со дня рождения Н. В. Гоголя.

Автор: Ревизор.ru
Фото: фрагмент афиши Рязанского художественного музея.
Фото: фрагмент афиши Рязанского художественного музея.

29 февраля 2024 года в 16.00 в Рязанском художественном музее им. И. П. Пожалостина открывается выставка произведений из фондов музея, приуроченная к юбилею Н. В. Гоголя (1809–1852). Экспозиция неслучайно называется "Художник слова". Здесь подчёркнут редкий изобразительный дар писателя, в чьих произведениях не только действительность, но и фантастические образы – у Гоголя, впрочем, неразделимые – имеют яркое зримое воплощение, будь то блеск ночного Днепра, бекеша Ивана Ивановича, сад Плюшкина или бакенбарды Ноздрёва.

Всё это прямо-таки просится под кисть и карандаш – рисунки к сочинениям Гоголя появились ещё в 1840-е годы. То, что к идее иллюстрирования автор отнёсся без восторга, считая возможным "допустить излишество этих родов только в таком случае, когда оно слишком [то есть достаточно] художественно", отчасти объясняется пониманием трудностей изобразительного искусства. Гоголь хорошо в нём разбирался, увлекался как любитель, а в начале 1830-х годов даже посещал натурный класс Академии художеств. Обложка первого издания "Мёртвых душ" литографировалась по собственному эскизу писателя.
    
Среди экспонируемых на выставке произведений зритель найдёт классические акварели П. Боклевского 1860-х годов с портретами героев первого и второго тома поэмы: Коробочки, Чичикова, Плюшкина, Петуха. Карикатурные их физиономии до сих пор задают восприятие нами этих персонажей. Также к XIX веку относятся листы из дорогих несброшюрованных альбомов к "Вечерам на хуторе близ Диканьки" издания А. Голяшкина. Литографии выполнены ведущими художниками своего времени, в первую очередь, В. Маковским, в мастерской которого они и печатались весьма ограниченным тиражом. Гравюры В. Фаворского 1930-х годов знаменуют смену реалистической стилистики более условной. Иллюстрация Фаворского к "Ивану Фёдоровичу Шпоньке и его тётушке", где мухи равновелики рассуждающим о них Шпоньке и барышне, считается хрестоматийным примером отражения гоголевского гротеска в графике.
    
Другая, живописная выразительность использована в иллюстрации А. Пластова к "Тарасу Бульбе". Автору ближе полновесная материальность гоголевских описаний. Прекрасная гуашь Пластова с картиной лунной ночи давно не показывалась публике.
    
Ещё одним открытием должны стать пять литографий Е. Кибрика к повести "Портрет" 1975 года. Эта работа стала для Кибрика последней, зрелое мастерство тут сошлось с итоговым раздумьем о сути творчества, столь соответствующим главной теме повести. На окончательную редакцию "Портрета", как известно, повлияло римское знакомство Гоголя с великим художником А. Ивановым. Двух гениев роднило отношение к искусству как духовному подвигу, ответственность перед дарованным свыше талантом.
    
Целый раздел экспозиции посвящён "Шинели". В большом комплексе иллюстраций 1977–1984 годов А. Зыкова (экспонируется лишь часть) перед нами опять, как в "Портрете", гоголевский Петербург, но уже с точки зрения маленького человека. Приехав в столицу из Нежина, молодой Гоголь сам одно время служил в департаментах, в том числе писцом. Для его искусства это далеко не блестящее начало карьеры оказалось бесценным – будущий сочинитель буквально примерил на себя шинель Акакия Акакиевича. Гуманистический пафос повести, чей мизерный персонаж говорит читателю: "Я брат твой", во многом определил дальнейшее развитие русской литературы; недаром традиция упорно приписывает фразу о том, что "все мы вышли из гоголевской шинели", Ф. Достоевскому.
    
Изображение Достоевского, а также иных, старших и младших современников Гоголя, его собственные портреты, пейзажи значимых для него мест от Киева до Рима, фантазийные композиции "по гоголевским мотивам" сопровождают на выставке образы произведений писателя, напоминая не только о связи жизни и творчества самого автора, но и о воздействии его книг на будущие поколения, присутствии бессмертного гоголевского слова в нашем сегодня. 
 
Выставка продолжит работу с 29 февраля 2024 года по 20 апреля 2024 года.
Поделиться:
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий или заполните следующие поля:

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ РАЗДЕЛА "МУЗЕИ"

ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ

НОВОСТИ

Новые материалы

"Русский вернисаж. Из частных коллекций"
Страсти по Марку. Барочная реконструкция
85 лет со дня рождения Владислава Дворжецкого

В Москве

"САШАШИШИН" по роману Александры Николаенко "Убить Бобрыкина" в театре "Современник"
Музей-заповедник "Коломенское" и усадьба Измайлово приглашают на зимние каникулы
Теплый холод
Новости музеев ВСЕ НОВОСТИ МУЗЕЕВ
Вы добавили в Избранное! Просмотреть все избранные можно в Личном кабинете. Закрыть