XLI международный фестиваль "Декабрьские вечера Святослава Рихтера" станет завершающим аккордом сезона и составит единое целое с выставочным проектом Жан-Юбера Мартена
"Бывают странные сближенья", - говорится на сайте ГМИИ имени Пушкина. По убеждению французского куратора, "произведения искусства являются проводниками мечты, они стимулируют воображение и вызывают эмоции…". Таким образом, эклектичный визуальный ряд будет дополнен "разноголосицей" музыкального пространства.
В пятницу, 3 декабря, в рамках фестиваля будет дан концерт "Пространство звука", посвященный одному из магистральных направлений в музыке ХХ века — спектрализму. Спектрализм, наряду с иными течениями второй половины ХХ века (конкретная музыка, минимализм и другие), возник, прежде всего, как ответ на "засилье" сериализма в авангардной музыке. Внимание к звуку как акустическому и физическому феномену, тембр как основа композиции — вот отличительные черты направления, которое его основатель и апологет Жерар Гризе (1946–1998) называл "не строгой техникой, а отношением". Гармонические проблемы спектра, "растяжение" или "сжатие" времени, микроинтервалы и звуковые кластеры, идея порога или перехода, широкое использование компьютеров в процессе сочинения увлекали многих композиторов в 1980-е и 1990-е годы, и не только во Франции. В начале нового века стало казаться, что интерес к спектрализму угас, тем не менее, многие идеи этого течения живы и актуальны до сих пор, преобразованные с учетом новых технологических возможностей, нового взгляда на мелодику и разработку мотивных элементов, обогащенные благодаря смелым сочетаниям разных композиционных приемов и техник.
В понедельник, 6 декабря, публику ждет концерт "Хождение за три моря", программа которого посвящена теме "ориентального мифа" и экзотики в европейской музыке. В программу войдут сочинения русских и французских композиторов первой четверти XX века. Россия, лежащая на стыке Европы и Азии, успешно осваивала язык "восточных провинций". Начиная с XIX века фольклор Кавказа и Средней Азии стал неотъемлемой частью русской музыкальной культуры. В качестве представительницы европейской цивилизации не случайно выбрана Франция, с завидным постоянством обращавшая свои взоры на Восток. "Экзотические предпочтения" Франции были всегда разнообразны: Турция, Египет, Индия, Китай, Япония, Полинезия, Африка, Америка — сменяли друг друга в соответствии с модой, но восточная экзотика всегда присутствовала в культурной жизни французов со времен "короля-солнца" Людовика XIV.